Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Понятие финансового права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Валютные операции
Это операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средств платежа иностранных валют и платежных документов в иностранной валюте. Ввоз и вывоз, пересылка в РФ или из нее валютных ценностей. 3. Осуществление международных денежных переводов.

Нормы финансового права
В зависимости от своего содержания, нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями. Источниками формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальные (денежные) содержания юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т. д. Норма финансового права, по своей структуре, состоит из 3-х основных элементов: гипотеза, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на действия финансово-правовой нормы. Чаще всего, гипотеза финансово-правовой деятельности имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Диспозиция устанавливает правила самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Санкции предусматривают последствия нарушения нормы права, определяют вид и меру юридической ответственности нарушителя. По средствам санкции осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм.
Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета на рассмотрения в представительном органе. К проекту бюджета прилагается пакет документов. По закону комитеты и комиссии палат федерального собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему заключение. Госдума рассматривает проект закона о федеральный бюджет в нескольких чтениях. Для рассмотрения проекта федеральное законодательство о бюджете в 1 чтении комитеты и комиссии Госдумы представляют в комитет думы по бюджету свои заключения. Заключения по данному проекту, на основе которого готовится сводное заключение. При рассмотрении Госдумы проектов в 1 чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год. При рассмотрении во 2 чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделу функционирования классификация расходов и размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации. В 3 чтении утверждаются расходы подразделов фондовой классификации и главного распорядка бюджетных средств. В 4 чтении внесение поправок не допускается и он голосуется в целом. После этого в течении 5 дней он переходит на рассмотрение совета федерации. В совете федерации закон о предметах его одобрения голосуется в целом. Одобренный закон направляется президенту для подписания и обнародования.

Финансовые правоотношения
Финансовые правоотношение – урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают, как носители юридических и прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и денежных фондов. Особенности финансовых правоотношений: 1. Сфера возникновения правоотношений. 2. Одной из сторон всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что в интересах общества само государство (муниципальное образование) осуществляет финансовую деятельность. При этом государственные органы наделены властными полномочиями. Они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений. Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от структуры финансовой системы РФ. В этом случае выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы – бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и т. д. В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемые в зависимости от объекта правового регулирования финансовых правоотношений, могут быть материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности, или необходимости, получения уплаты, распределения, расходования, перераспределения и изъятия этих финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органом местного самоуправления, в свое распоряжение, финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования определенных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления с соблюдением определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Субъекты финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих и обязанностей, приобретают новые свойства. Он ставится субъектом (участником) отношений. Всех субъектов финансовых правоотношений можно разделить на 3 группы: 1. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, административно-территориальные единицы, административно-территориальные образования особого режима. 2. Коллективные субъекты финансового права: государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения.

Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений
Центральным звеном финансовой системы РФ являются государственные и местные бюджеты. Существует несколько понятий бюджета: В материальном аспекте – бюджет представляет собой централизованный, в масштабах государства или муниципального образования, денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. В экономическом аспекте – бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления. В соответствии с бюджетным кодексом, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом смысле, бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования. Бюджетное право – подотрасль финансового права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственном и местных бюджетах. Специфика бюджетного права состоит в следующем: 1. в субъектном составе (субъектами бюджетного права являются: государство, его территориальные образования и соответствующие органы представительной и исполнительной власти). 2. сфера возникновения. Основными принципами возникновения бюджетного права является принцип федерализма и принцип развития местного самоуправления. В бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: 1. бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему России, принципы их взаимной связи, роли каждого из субъектов. 2. структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов. Порядок распределения их между бюджетами. 3. компетенцию (права) РФ, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета. 4. бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а т.ж. отчетности об исполнении бюджета. Бюджетные отношения, т.ж., подразделяются на материальные и процессуальные. Источники бюджетного права: 1. Конституция (статьи: 71 и 71, 101, 104, 106 и 114, 132). 2. Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. 3. Бюджетный кодекс РФ (принят 1 июля 1998 года, введен в действие с 1 января 2000 года). 4. Бюджетное законодательство субъектов федерации и местного самоуправления.

Состав доходов и расходов Бюджетной системы, их распределение между бюджетами
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходных частей, кроме этого в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свой источник дохода или создаваемый за счет общественных бюджетных ресурсов Распределение (разграничение доходов и расходов бюджета - это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включениям в каждый бюджет). Законодательство устанавливает для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации групировочных кодов. Впервые законодательным актом бюджетная классификация была утверждена 15 августа 96 года федеральным законом о бюджетной классификации РФ. До этого бюджетная классификация утверждалась Минфином. По социально-экономическим признакам доходы можно подразделить на несколько групп: 1. Доходы основных предприятий и других организаций различных форм собственности. 2. Доходы от государственного и муниципального имущества и угодий. 3. Доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности. 4. Поступления от основных личных доходов граждан.
Федеральный закон “о бюджетной классификации” делит доходы бюджета на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: 1. Закрепленные за бюджетом каждого уровня - это доходы, кот. в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не мен. 5 лет) поступали в соотв. бюджет. 2. Регулирующие доходы бюджета - доходы, кот. могут передаваться в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов. бюджет регулируется в виде % отчислений от налогов и других платежей, находится в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам определяется при учитывании бюджета на предшествующий фин. год. Для регулирования бюджета применяется метод оказания прямой фин. поддержки из вышестоящего бюджета в вышестоящий в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она представляется в следующей форме: дотации или субвенции. Дотации в бюджетных отношениях - это определенная денежная сумма выделяется из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет не оговариваемое каким либо напр. целевых средств. Субвенции - Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих нижестоящим для каких-то конкретных целей на безвозмездной основе также на основании решения представительного органа власти. Закон подразделяет субвенции на 2 вида: 1. текущие. 2. инвестиционные. Общие условия предоставления и использования субвенций закреплены в следующем: 1. направление субвенций на финансирование конкретных мероприятий. 2. осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соотв. бюджета. 3. орган, представляющий субвенции устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и условие предоставления субвенции в соответствии с законодательством РФ. 4. орган, представляющий субвенцию вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться за их использование.

Расходы
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные положения: 1. Содержание органов власти и местного самоуправления. 2. Судов и правоохранительных органов, охрана природы и окружающей среды. 3. Социально-культурная сфера. 4. Наука. 5. Международная деятельность. В законе выделяются функциональные, ведомственные и другие классификации расходов бюджета. В функциональных классификациях содержится группа расходов государственного самоуправления и управления, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д. Экономическая классификация – это группировка расходов по экономическому содержанию. В ней выдел. тек. расходы, капитальные и предоставление кредитов. Более объективное по содержанию ведомственная классификация. она выдел. перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям. Расходы распределяются между бюджетами исходя из основных принципов: 1. Соответствие основы расходов компетенции органов власти, субъектов федерации или органов местного самоуправления. 2. Учет подчиненности предприятия при оформлении расходов каждого бюджета. 3. Учет занятости определенного мероприятия, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

Источники бюджетного права
1. Конституция и ее статьи (71, 72, 101, 104, 106, 117, 132). 2. Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. 3. Бюджетный кодекс РФ (31 июля 38 года) введен в действие с 1.01.2000. 4. Бюджетное законодательство субъектов федерации местного самоуправления.

Бюджетное устройство РФ
Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которые называются бюджетной системой. В бюджетную систему РФ, как федеративного государства входит бюджет 3 уровней: 1. государственные бюджеты: а) федеративный. б) бюджеты субъектов федераций. 2. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований (районов, городов и других административно-территориальных единиц).Бюджетная система основывается на некоторых принципах: единства - проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по лини доходов. К гарантиям единства бюджетной системы бюджетный кодекс относит использование единых бюджетных классификаций, единство статистической и бюджетной информации, санкции за нарушении бюджетного законодательства. 2. Самостоятельности бюджетов - обеспечивает правом самостоятельности утверждение каждого уровня бюджета с соотв. представ. органом власти правом определять направление использования и расходования бюджетных средств, наличие собственных источников бюджетных доходов, запрещение изъятия дополнительных полученных в ходе исполнения, бюджетных доходов, сумм, превышение доходов над расходами и экономия по расходам.

Бюджетный процесс
Это регламентированный нормами процесс бюджетного права, деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составление и утверждение отчета о его исполнении. Деятельность государства от начала составления бюджета до утверждения отчета длится около 3 лет. этот срок называется бюджетным циклом. и делится на несколько стадий: стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы: единая бюджетная система РФ. 2. Распределение доходов и расходов между другими бюджетными системами. 3. Самостоятельность бюджетов. 4. Полнота доходов и расходов бюджета. 5. Сбалансированность бюджета. 6. Эффективность использования бюджетных средств. 7. Общественное покрытие расходов бюджета. 8. публичность и гласность. 9. Достоверность бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11. Ежегодность бюджета. 12. Принципы специализации показателей бюджета

Стадии бюджетного процесса
1. Составление проектов бюджета – начинается с послание президента РФ федеральному собранию, затем составление бюджета заканчивает правительство РФ соотв. орган исполнения власти в субъектах федерации и органы местного самоуправления. Составление бюджета основывается на бюджетном послании президента, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, на основных направлениях бюджета, налоговой политики, прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории в плане развития государства и муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Порядок и сроки составления бюджета определяет правительство, практическую работу по составлению бюджета осуществляет Минфин. Работа начинается за 10 месяцев до начала очередного фин. года. Несогласованность в вопросах по бюджету показателям в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной прав. комиссией, кот. возглавляет министр финансов.

Правовое регулирование и валютный контроль
В законе о валютном регулировании даны определения валюты. Валюта – это: 1. находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и монет. 2. средства в рубля на счетах в банках и иных кредитных учреждениях. РФ. 3. Тоже, но за пределами РФ. Иностранная валюта – это: 1. Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. 2. Средства на счетах иностранном государстве и международные денежные и расчетные единицы.

Стадии исполнения бюджета
Исполнить бюджет – означает обеспечение полной и своевременной поступление всех предстоящих по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета обеспечивает Минфин и вся система управления органами финансов РФ. Исполнение бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в соответствии с бюджетной росписью. Все счета федерального казначейства, в которых содержатся бюджетные средства закреплены 31 декабря.

Правовое регулирование организации страхования
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона, оно может выступать в виде обязательного госстрахования осуществляется за счет средств федерального бюджета и обязательного страхования, осуществляется за счет средств самих страхователей.
Обязательное страхование. Обязательное страхование строений (квартиры, жилые дома) на случай их уничтожения или повреждения в результате ЧС.

Валютные ценности
В отношении которых законодательством установлен особый организационный режим обращения на территории страны. В соотв. с законом к ним отнесены: 1. иностранная валюта. 2. ценные бумаги в иностранной валюте. 3. драгметалы. В любом виде за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. 4. Природные драг камни в сыром и обработанном виде, также жемчуг за исключением ювелирных и других бытовых изделий.

Понятие и содержание валютного регулирования
Валютное регулирование – это деятельность государственного органа, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения