|
|
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Понятие финансового права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают в процессе образования,
распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов)
государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации
их задач.
Предмет и метод финансового права
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой
системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией
и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих
органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих
в процессе финансовой деятельности. Входящие в предмет финансового
права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием,
что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со
всеми структурами общественного производства и распределения. Предмет
финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе
деятельности государства по планомерному образованию, распределению
и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов
в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового
регулирования - государственно-властные предписания одним участникам
финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства
и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. При использовании
государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного
характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи
и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний.
Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных
внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств,
что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным
для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Особенности
основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных
органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых
отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от
финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники
финансовых отношений не находятся в административной зависимости.
Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий,
организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих
органов. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы:
рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы
получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением
уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления,
предприятий, организаций и учреждений.
Валютные операции
Это операции, связанные с переходом права собственности и иных прав
на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве
средств платежа иностранных валют и платежных документов в иностранной
валюте. Ввоз и вывоз, пересылка в РФ или из нее валютных ценностей.
3. Осуществление международных денежных переводов.
Нормы финансового права
В зависимости от своего содержания, нормы финансового права могут
быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые
нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных
обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными
образованиями. Источниками формирования кредитных ресурсов банков,
виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальные
(денежные) содержания юридических прав и обязанностей участников
финансовых отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают
порядок деятельности в области формирования, распределения и использования
государственных и муниципальных денежных фондов. Они требуют соблюдения
предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков,
участия определенных органов и т. д. Норма финансового права, по
своей структуре, состоит из 3-х основных элементов: гипотеза, диспозиции
и санкции. Гипотеза указывает на действия финансово-правовой нормы.
Чаще всего, гипотеза финансово-правовой деятельности имеет сложную
форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии
которых требуется или предоставляется право совершить определенные
действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных
образований. Диспозиция устанавливает правила самого правила поведения,
т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию,
распределению или использованию государственных и муниципальных
финансовых ресурсов. Санкции предусматривают последствия нарушения
нормы права, определяют вид и меру юридической ответственности нарушителя.
По средствам санкции осуществляется государственное принуждение
к исполнению финансово-правовых норм.
Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления
выносят уточненный проект бюджета на рассмотрения в представительном
органе. К проекту бюджета прилагается пакет документов. По закону
комитеты и комиссии палат федерального собрания должны провести
постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести
по нему заключение. Госдума рассматривает проект закона о федеральный
бюджет в нескольких чтениях. Для рассмотрения проекта федеральное
законодательство о бюджете в 1 чтении комитеты и комиссии Госдумы
представляют в комитет думы по бюджету свои заключения. Заключения
по данному проекту, на основе которого готовится сводное заключение.
При рассмотрении Госдумы проектов в 1 чтении обсуждается его концепция
и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год.
При рассмотрении во 2 чтении утверждаются расходы федерального бюджета
по разделу функционирования классификация расходов и размер федерального
фонда финансовой поддержки субъектов федерации. В 3 чтении утверждаются
расходы подразделов фондовой классификации и главного распорядка
бюджетных средств. В 4 чтении внесение поправок не допускается и
он голосуется в целом. После этого в течении 5 дней он переходит
на рассмотрение совета федерации. В совете федерации закон о предметах
его одобрения голосуется в целом. Одобренный закон направляется
президенту для подписания и обнародования.
Финансовые правоотношения
Финансовые правоотношение – урегулированные нормами финансового
права общественные отношения, участники которых выступают, как носители
юридических и прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих
нормах предписания по образованию, распределению и использованию
государственных и денежных фондов. Особенности финансовых правоотношений:
1. Сфера возникновения правоотношений. 2. Одной из сторон всегда
выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное
образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это
обусловлено тем, что в интересах общества само государство (муниципальное
образование) осуществляет финансовую деятельность. При этом государственные
органы наделены властными полномочиями. Они вправе издавать предписания,
обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.
Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от
структуры финансовой системы РФ. В этом случае выделяются финансовые
правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего
звена финансовой системы – бюджетные, налоговые, по поводу организации
финансов государственных предприятий, организации страхового дела
и т. д. В связи с существованием материальных и процессуальных норм
финансового права, выделяемые в зависимости от объекта правового
регулирования финансовых правоотношений, могут быть материальными
и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются
права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию
определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных
материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности,
или необходимости, получения уплаты, распределения, расходования,
перераспределения и изъятия этих финансовых ресурсов. В процессуальных
финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой
происходит получение государством или органом местного самоуправления,
в свое распоряжение, финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены
на использование определенной юридической формы и порядка финансовой
деятельности. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются
путем использования определенных форм и видов актов государственных
органов и органов местного самоуправления с соблюдением определенной
последовательности и сроков тех или иных действий. Субъекты финансового
права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих
и обязанностей, приобретают новые свойства. Он ставится субъектом
(участником) отношений. Всех субъектов финансовых правоотношений
можно разделить на 3 группы: 1. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования,
административно-территориальные единицы, административно-территориальные
образования особого режима. 2. Коллективные субъекты финансового
права: государственные и общественные организации, органы государственной
власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия,
организации, учреждения.
Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений
Центральным звеном финансовой системы РФ являются государственные
и местные бюджеты. Существует несколько понятий бюджета: В материальном
аспекте – бюджет представляет собой централизованный, в масштабах
государства или муниципального образования, денежный фонд, который
находится в распоряжении соответствующих органов государственной
власти или местного самоуправления. В экономическом аспекте – бюджет
представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений,
которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием
централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления
общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций
соответствующих органов власти и самоуправления. В соответствии
с бюджетным кодексом, бюджет - форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом
смысле, бюджет – это основной финансовый план образования, распределения
и использования централизованного денежного фонда государства или
муниципального образования. Бюджетное право – подотрасль финансового
права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные
отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением
и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственном
и местных бюджетах. Специфика бюджетного права состоит в следующем:
1. в субъектном составе (субъектами бюджетного права являются: государство,
его территориальные образования и соответствующие органы представительной
и исполнительной власти). 2. сфера возникновения. Основными принципами
возникновения бюджетного права является принцип федерализма и принцип
развития местного самоуправления. В бюджетном праве можно выделить
следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: 1. бюджетное
устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему
России, принципы их взаимной связи, роли каждого из субъектов. 2.
структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих
в нее бюджетов. Порядок распределения их между бюджетами. 3. компетенцию
(права) РФ, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета.
4. бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета,
а т.ж. отчетности об исполнении бюджета. Бюджетные отношения, т.ж.,
подразделяются на материальные и процессуальные. Источники бюджетного
права: 1. Конституция (статьи: 71 и 71, 101, 104, 106 и 114, 132).
2. Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса.
3. Бюджетный кодекс РФ (принят 1 июля 1998 года, введен в действие
с 1 января 2000 года). 4. Бюджетное законодательство субъектов федерации
и местного самоуправления.
Состав доходов и расходов Бюджетной системы,
их распределение между бюджетами
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты
состоят из доходной и расходных частей, кроме этого в составе бюджетов
образуются целевые и резервные фонды, имеющие свой источник дохода
или создаваемый за счет общественных бюджетных ресурсов Распределение
(разграничение доходов и расходов бюджета - это определение видов
и объемов доходов и расходов, подлежащих включениям в каждый бюджет).
Законодательство устанавливает для всех уровней бюджетов классификацию
доходов и расходов. Бюджетная классификация - это группировка доходов
и расходов бюджета всех уровней по однородным признакам с присвоением
объектам классификации групировочных кодов. Впервые законодательным
актом бюджетная классификация была утверждена 15 августа 96 года
федеральным законом о бюджетной классификации РФ. До этого бюджетная
классификация утверждалась Минфином. По социально-экономическим
признакам доходы можно подразделить на несколько групп: 1. Доходы
основных предприятий и других организаций различных форм собственности.
2. Доходы от государственного и муниципального имущества и угодий.
3. Доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.
4. Поступления от основных личных доходов граждан.
Федеральный закон “о бюджетной классификации” делит доходы бюджета
на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В зависимости
от порядка зачисления в бюджет различают доходы: 1. Закрепленные
за бюджетом каждого уровня - это доходы, кот. в соответствии с законодательством
полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной
основе (не мен. 5 лет) поступали в соотв. бюджет. 2. Регулирующие
доходы бюджета - доходы, кот. могут передаваться в бюджет в целях
сбалансирования его доходов и расходов. бюджет регулируется в виде
% отчислений от налогов и других платежей, находится в распоряжении
вышестоящих органов власти, по нормативам определяется при учитывании
бюджета на предшествующий фин. год. Для регулирования бюджета применяется
метод оказания прямой фин. поддержки из вышестоящего бюджета в вышестоящий
в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В
настоящее время она представляется в следующей форме: дотации или
субвенции. Дотации в бюджетных отношениях - это определенная денежная
сумма выделяется из вышестоящего бюджета по решению соответствующего
представительного органа власти в нижестоящий бюджет не оговариваемое
каким либо напр. целевых средств. Субвенции - Денежные суммы, выделяемые
из вышестоящих нижестоящим для каких-то конкретных целей на безвозмездной
основе также на основании решения представительного органа власти.
Закон подразделяет субвенции на 2 вида: 1. текущие. 2. инвестиционные.
Общие условия предоставления и использования субвенций закреплены
в следующем: 1. направление субвенций на финансирование конкретных
мероприятий. 2. осуществление субвенционного финансирования в форме
долевого участия в расходах соотв. бюджета. 3. орган, представляющий
субвенции устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и
условие предоставления субвенции в соответствии с законодательством
РФ. 4. орган, представляющий субвенцию вправе контролировать их
использование, а получатель обязан отчитаться за их использование.
Расходы
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные положения:
1. Содержание органов власти и местного самоуправления. 2. Судов
и правоохранительных органов, охрана природы и окружающей среды.
3. Социально-культурная сфера. 4. Наука. 5. Международная деятельность.
В законе выделяются функциональные, ведомственные и другие классификации
расходов бюджета. В функциональных классификациях содержится группа
расходов государственного самоуправления и управления, на судебную
власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д.
Экономическая классификация – это группировка расходов по экономическому
содержанию. В ней выдел. тек. расходы, капитальные и предоставление
кредитов. Более объективное по содержанию ведомственная классификация.
она выдел. перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение
расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям.
Расходы распределяются между бюджетами исходя из основных принципов:
1. Соответствие основы расходов компетенции органов власти, субъектов
федерации или органов местного самоуправления. 2. Учет подчиненности
предприятия при оформлении расходов каждого бюджета. 3. Учет занятости
определенного мероприятия, масштабов и последствий их влияния на
развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий
бюджет.
Источники бюджетного права
1. Конституция и ее статьи (71, 72, 101, 104, 106, 117, 132). 2.
Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса.
3. Бюджетный кодекс РФ (31 июля 38 года) введен в действие с 1.01.2000.
4. Бюджетное законодательство субъектов федерации местного самоуправления.
Бюджетное устройство РФ
Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности
определенную систему, которые называются бюджетной системой. В бюджетную
систему РФ, как федеративного государства входит бюджет 3 уровней:
1. государственные бюджеты: а) федеративный. б) бюджеты субъектов
федераций. 2. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований
(районов, городов и других административно-территориальных единиц).Бюджетная
система основывается на некоторых принципах: единства - проявляется
во взаимодействии бюджетов всех уровней по лини доходов. К гарантиям
единства бюджетной системы бюджетный кодекс относит использование
единых бюджетных классификаций, единство статистической и бюджетной
информации, санкции за нарушении бюджетного законодательства. 2.
Самостоятельности бюджетов - обеспечивает правом самостоятельности
утверждение каждого уровня бюджета с соотв. представ. органом власти
правом определять направление использования и расходования бюджетных
средств, наличие собственных источников бюджетных доходов, запрещение
изъятия дополнительных полученных в ходе исполнения, бюджетных доходов,
сумм, превышение доходов над расходами и экономия по расходам.
Бюджетный процесс
Это регламентированный нормами процесс бюджетного права, деятельность
государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению
и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составление
и утверждение отчета о его исполнении. Деятельность государства
от начала составления бюджета до утверждения отчета длится около
3 лет. этот срок называется бюджетным циклом. и делится на несколько
стадий: стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы: единая
бюджетная система РФ. 2. Распределение доходов и расходов между
другими бюджетными системами. 3. Самостоятельность бюджетов. 4.
Полнота доходов и расходов бюджета. 5. Сбалансированность бюджета.
6. Эффективность использования бюджетных средств. 7. Общественное
покрытие расходов бюджета. 8. публичность и гласность. 9. Достоверность
бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11.
Ежегодность бюджета. 12. Принципы специализации показателей бюджета
Стадии бюджетного процесса
1. Составление проектов бюджета – начинается с послание президента
РФ федеральному собранию, затем составление бюджета заканчивает
правительство РФ соотв. орган исполнения власти в субъектах федерации
и органы местного самоуправления. Составление бюджета основывается
на бюджетном послании президента, прогнозе социально-экономического
развития соответствующей территории на очередной финансовый год,
на основных направлениях бюджета, налоговой политики, прогнозе сводного
финансового баланса по соответствующей территории в плане развития
государства и муниципального сектора экономики соответствующей территории
на очередной финансовый год. Порядок и сроки составления бюджета
определяет правительство, практическую работу по составлению бюджета
осуществляет Минфин. Работа начинается за 10 месяцев до начала очередного
фин. года. Несогласованность в вопросах по бюджету показателям в
предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению
межведомственной прав. комиссией, кот. возглавляет министр финансов.
Правовое регулирование и валютный контроль
В законе о валютном регулировании даны определения валюты. Валюта
– это: 1. находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые
из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов
и монет. 2. средства в рубля на счетах в банках и иных кредитных
учреждениях. РФ. 3. Тоже, но за пределами РФ. Иностранная валюта
– это: 1. Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и
монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным
средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые
из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. 2. Средства на
счетах иностранном государстве и международные денежные и расчетные
единицы.
Стадии исполнения бюджета
Исполнить бюджет – означает обеспечение полной и своевременной поступление
всех предстоящих по бюджету доходов и обеспечение финансирования
всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета обеспечивает
Минфин и вся система управления органами финансов РФ. Исполнение
бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в
соответствии с бюджетной росписью. Все счета федерального казначейства,
в которых содержатся бюджетные средства закреплены 31 декабря.
Правовое регулирование организации страхования
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона,
оно может выступать в виде обязательного госстрахования осуществляется
за счет средств федерального бюджета и обязательного страхования,
осуществляется за счет средств самих страхователей.
Обязательное страхование. Обязательное страхование строений (квартиры,
жилые дома) на случай их уничтожения или повреждения в результате
ЧС.
Валютные ценности
В отношении которых законодательством установлен особый организационный
режим обращения на территории страны. В соотв. с законом к ним отнесены:
1. иностранная валюта. 2. ценные бумаги в иностранной валюте. 3.
драгметалы. В любом виде за исключением ювелирных и других бытовых
изделий, а также лома таких изделий. 4. Природные драг камни в сыром
и обработанном виде, также жемчуг за исключением ювелирных и других
бытовых изделий.
Понятие и содержание валютного регулирования
Валютное регулирование – это деятельность государственного органа,
направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
|