Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Предмет ТГП
Основные общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права. Данная наука изучает не конкретное государство и право, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают всю юриспруденцию (норма права, субъект права и т.д).Специфика предмета - 1) государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие др. др. социальные институты (обобщение государственного и правового строительства в обществе на всех этапах развития); 2) содержание предмета - основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущност и социальное значение дляя всей общественной жизни; 3) государство и право составляют предмет теории в их единстве, т.к. они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Исходя из предмета можно сделать вывод о ртом, что теория является: общественной наукой- изучает такие общественные явления как государство и право; юридической наукой - изучает только государственную и правовую сторону общественной жизни; общетеоретической - выявляет общие закономерности развития государства и права. Методология - применение определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно - правовых явлений. Метод науки - способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.1) Всеобщие методы -это филисофские, мировоззренческие подходы, выражающие наииболее универсальные принципы мышления. Среди них можно выделить метафизику (государство иправао - вечные инеизменные институт, глубоко не связанные др. с др. и с иными общественными явлениями) и диалектику (субъективный идеализм - государство и права возникло на основании сознания человека; объективный идеализм - связывает с божественной силой; материалестическая диалектика - с соц.-эконом. изм. в обществе). 2) Общенаучные - приемы, неохватывающие всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. Анализ (условное разделение сложного гос-правового явления на отдельные части); синтез (условное объединение его составных частей); системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); функциональный подход (ориентирует на выяснение 1 соц. явлений по отношению к др.). Частнонаучные - приемы, выступающие следствием усвоения тгп научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Частноправовые формально - юридический (опред-е юрид. понятий, выявить их понятия, классификацию и т.д);срав-прав.(сопост-е разл. прав. сист. либо их отд. эл-ты в целях выявления их общих и особенных свойств).

ТГП в системе юридических и гуманитарных наук
Гуманитарные науки изучают общество, человека, соц. институты и отношения. Юрид.- часть гуманит., поскольку гос. и право выступают соц. инстутами. ТГП, находясь в системе гуманит., тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя воооружается общей методологией познания гос-прав. действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких филдософских обобщений.Место ТГП в системе юрид. наук. Общность ТГП и историко-правовых наук в том, чтоони рассматривают гос. и право в целом. Различие в том, что историко-правовые изучаютп процессразвития гос.-правовых форм в хронологическом порядке (исторический метод применяют), а ТГП дает обобщение этих процессов, исследует сущность гос. и права, закономерности их функционирования и т.д. (применяет логический метод).Ви отношении отраслевых юрид. наук ТГП выступает обощающей: 1)она изучает наиболее обшие закономерности развития и функционирования гос. и права.Предмет же любой отраслевой науки связан с с 1 видом общ. отношений. 2) ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы. 3) играет методологическую роль в юриспруденции.Вместе с тем ТГПформирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же ее с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности ТГП как науки состоит в том, что она является: гуманитарной, предмет,. которой составляют общественные явления - гос. и право; пролитико-юридической, изучающей такие соц. институты, которые непосредственно относятся к гос-прав. сфере общ. жизни; теоретической, изучающей наиболее общие закономерности гос. и права.

Структура норм права
Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: “ если - то - иначе “. Такая структура объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Под гипотезой понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может ( или должно ) быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, называется диспозицией. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. Под санкцией правовой нормы следует понимать определение последствий, которые должны наступать в случае неисполнения диспозиции. В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: правовосстановительные ( направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав ) и штрафные, карательные ( предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложенние на него специальных обязанностей либо его официальное порицание). С помощью правовосстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны ( либо размер их ограничен заранее известным пределом); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния (отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно ). Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу, подлежащих применению принудительных мер( например - исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение свободы на срок от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний.

Способы изложения элементов правовых норм в статьях
нормативно-правовых актов. Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов, то при анализе мы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают. Дело в том, что при несомненной необходимости соблюдения четких правил формирования норм права их составные части могут подчас находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта,а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по содержанию в логической структуре ( “ если - то - иначе “ ) близки к правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этими положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле “если - то “; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель может использовать несколько способов: Прямой способ изложения. - законодатель включает в статью нормативно-правового акта все три элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. В данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со структурой того нормативно-правового акта, в котором она содержится. Такое совпадение в реальной жизни встречается не всегда, однако лица, применяющие норму права, в конечном счете смогли бы обнаружить все три необходимых ее элемента в статьях одного нормативного акта. Только при их наличии данная норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений. Отсылочный способ изложения- в этом случае законодатель включает в статьи нормативно-правовых актов не все структурные элементы правовой нормы, а помещает отсылку к другим родственным статьям того же нормативного акта. Способ изложения, при котором в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, называется бланкетным. Самих же охраняемых правил в этой статье не содержится. Бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда в данной статье имеется ссылка не на другую, конкретную статью,а на законодательство вообще. В тех статьях,нормативных актов, где применяется бланкетный способ, гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила поведения (диспозиция) только называются. Для того, чтобы четко определить санкцию компетентные органы должны обратиться к специальным правовым актам, в которых правила, соответствующие данной норме, закреплены отдельно. Норма права - правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции,а статья -форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель: может все 3 элемента структуры нормы права включить в 1 статью нормативного акта; может элементы нормы права изложить в нескольких статьях 1 и того же акта; может в 1 статью нормативного акта включить несколько правовых норм.

Форма государственного устройства
Это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает : из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное. Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,состоящее из административно-ерриториальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками :унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, предста-
вительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории его действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части его (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Форма государства
Сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно временных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: 1 как создаются высшие органы государства и какого их строение; 2 как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; 3 как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; 4 в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: 1 монархические (единоличные, наследственные); 2 республиканские ( коллегиальные, выборные). Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются :1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); 2) наследственный порядок преемственности верховной власти; 3) представительство государства монарха по своему усмотрению; 4) юридическая ответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на: 1) абсолютную; 2) ограниченную ( парламентарную ); 3) дуалистическую; 4) теократическую;5) парламентарную. Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.

Разделение властей
Одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Оно исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой. Сама идея разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш. Монтескье. Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали влияние идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой сдержок и противовесов, но и трактовкой единства власти. Словами: “Мы, народ Соединенных Штатов …” создатели конституции провозглашали его суверенитет, а затем “делили “ органы государства по трем ветвям власти. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержит бессмертные строки: “Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции” В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Так в США этот принцип существенно дополнен системой “сдержек и противовесов”, позволяющих не только разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их. В парламентских республиках баланс властей поддерживается специфическими средствами, в частности тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент. Конституционная доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты. Иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная.

Республика
Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: 1) существование единоличного и коллегиального главы государства; 2) выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;3) осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; 4) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 5) обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на : парламентарные; президентские. Парламентская республика- разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета мини-стра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Правовое государство
Базовым представлением на основе, которого возниклатеория правового государства были воззрения античных философов о праве и государстве. Главное: наиболее эффективное устройство полиса. 1) Античный этап: Самой идеи правового государства нет, но есть базовые представления об идеальном государстве, о правовом законе, о гуманизме и естественных правах человека. Закон - способ защиты людей друг от друга, а неот полиса. Античные философы рассуждая о лучшем устройстве полиса выделяли 2 равноприоритетные идеи: 1) наилучшего устройства порядка в полисе; 2) наилучшего соблюдения правв данного полиса. Соотношение ценности человека, его прав и ценности государства, закона и порядка. Протагор: человек - есть мера всех вещей, а в трудах ряда философов: закон дает меру всем человечским поступкам. Сократ: идея подчиненности закону является основным условием существования полиса, пока подчиняются закону существует государство. Он детализировал понятие закона - справедлив и ценнен не сам по себе , а ценен и справдлив порядок, установленный законом_ соотношение права и закона. Высшая ценность по мнению Сократа - соблюдение законов, что приводит к единению граждан полиса, к упорядоченности и гармонии. Достижение данной гармонии основано на исполнение обязанностей граждан, т.е. она возможна тогда, когда граждане исполдняют нравственные обязанности, основанные на нравственных нормах. Необходимы мудрые правители. Идеальный полис - нравственное единение сограждан вокруг мудрых правителей и законов разумных, которые исполняются не под принуждением, а вследствие нравственного осознания граждан своих обязанностей. основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул категорический императив, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом чьих-либо намерений. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта “право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, разрешение споров в судебном порядке”. В России теорию правового государства развивали Б.Н.Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Вот как определял правовое государство Б.А. Кистяковский: “Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может переступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав”.
Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только принятая в 1993 году Конституция провозгласила цель - построение правового государства.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства: верховенство конституции, господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан; разделение властей, наличие эффективных форм контроля за исполнением закона; высший приоритет и незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии; взаимная ответственность государства и личности; независимость суда; приоритет международного права. Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы, основным среди которых является конституция. Никакой закон или другой акт не должен исправлять или дополнять конституцию, а тем более противоречить ей. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями. Должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство законов, не отвечающих общечеловеческим ценностям, может привести к установлению диктатуры; система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допуская произвола. В правовом государстве функции контроля за соблюдением законности возложены на судебную систему. Суды являются проводниками конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. Конституционные, Верховные и нижестоящие суды в правовом государстве должны обладать огромной силой. Это гарантируется их независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью судей, демократическими принципами судопроизводства. Какие бы права и свободы не гарантировались государством, они не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) сказано: “при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка и демократического общества”.
Там же утверждается, что “каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального происхождения”.
Любое демократическое общество встает перед проблемой создания механизма защиты провозглашенных прав и свобод граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения. Приоритет международного права как бы дает правовому государству пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить нормам мирового сообщества. Таким образом, достигается своеобразная унификация гуманитарных правовых норм различных государств на самом высоком уровне. Указанные признаки правового государства являются основными, на самом деле их гораздо больше. Это и верховенства парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за использованием армии, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, гласность внешнеполитических шагов правительства и многое другое. Право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно - связанных с принуждением.

Формы государственного режима
Представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима. Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками: определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности; антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; всеохватывающая милитаризация общественной жизни; игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем : режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

Основные понятия аппарата государства
Механизм государства - система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности. Орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой, являются носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Основные специфические признаки: осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий; имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий); характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности; образуются в порядке, установленном законом. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: он создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком; наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства; деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами; ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов (избираемые),срочность, сменяемость, иммунитет (освобожение от ю.о.) или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями (повышенная ответственность, бессрочность их полномочий, повышенная профессионализм). Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека. Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп. По уровню деятельности: центральные, региональные и местные. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти (парламент, представляющий орган, избираемый населением. Функция: принятие законов), органы исполнительной власти (Функция: исполнение законов, принятые парламентом, осуществление их на практике, управление обществом в соответствиии с этими законами) и органы судебной власти (контроль законодательной и исполнительной властью на основании законов, восстановление нарушенных прав граждан и возложение большинства видов юридической ответственности). Контрольная власть - совокупность государственных органов, специально созданных для осуществления надзора и контролем за четким неуклонным и единообразным соблюдением конституции и иного законодательства всеми органами и лицами на всей территории государства (РФ - прокуратура, счетная палата).Учредительная власть-принятие, изменение или отмена основного закона гоударства (в РФ - Федеральное собрание, президент (изменение), а принятие - Конст. Собрание). Признаки государственной муниципальной службы: особый порядок принятия на данную службу (конкурс, контракт); периодичность - определенная сдача экзаменов, на которых показано, что люди вменяемые, живые; наличие определенных чинов и званий и определенного порядка получения чинов и званий; система строгово административного подчинения. Гос. служащие должны руководствоваться не только законом главным, но и подзаконными актами и приказами вышестоящих; ответственность гос. служащих (дисциплинарная). Меры : специальные инструкции; особый принцип гласности (безупречная жизнь как на работе, так дома).
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные,законодательные и судебные органы. 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия,ФРГ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: она не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация
К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками : правительство формируется из предствителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать -еликобританию, Бельгию, Данию и др. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований. В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего, имеется в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и власть каждого из субъектов федерации. А там, где существует должность президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти), не входящего, таким образом, в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.
Говоря о характере взаимоотношений между тремя общепринятыми ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента: необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью; необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов. В Конституции Российской Федерации конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом; конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей. Система сдержек и противовесов- совокупность и взаимодействие определенных процедур, гарантий, прав, обязанностей и мер ответственности, которык призвано сдерживаать и уравновешивать все ветви гос. власти
Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию.Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.Наиболее характерные черты президентской республики:1) внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;2)ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;3)более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) -через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе).Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. ПХарактерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Государство и личность: взаимная ответственность
Это самостоятельный принцип правового государства, своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государствоне свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполненеиие этих обязанностей. Обязательность закона для государственных органов обеспечивается системой гарантий, который исключает административный произвол. К ним относится: ответственость Правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение полномочий; импичмент. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями. Н атех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждениядолжно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного преступления. Место и роль государства в политической системе. Политическая система- упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие государства и политическая система соотносится как часть и целое. Государство включает в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни. Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное место в политической системе общества, т.к. оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; является единственным носителем суверенитета;обладает специальным аппаратом, предназначеным для управления обществом; обладает силовыми структурами; обладает монополией на правотворчество; обладает специфическим набором материальных ценностей (гос. собственность, бюджет, валюта).

Власть: понятие и виды. Особенности государственной власти
Власть - способность и возможность оказывать влияние на других людей, на их деятельность и поведение с помощью определенных средств. Власть - волевое отношение; наличие особого аппарата управления; монополие на регламентацию жизни общества; возможность принуждения в отношениях личности и общества.Источники власти: богатство; сила; положение, занимаемое в обществе; организация; знание и информации. Виды власти: семейная, духовная, военная, экономическая, политическая, личная. Субъект власти (народ, отдельная личность, политические партии, социальные общности, политическая элита, бюрократия (гос. аппарат), толпа) - тот в чьих интересах осуществляется власть; носитель - тот, кто осуществяет власть. Механизм осуществления власти: реальность - власть исходит из анализа конкретных ситуации при принятие решений; позитивности - ориентация не на слова, а на дела; предвидения, ответственности, действительности, разделение властей. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей; она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Государственная власть предствавляет собой разновидность социальной власти. Согласно 1 точки зрения государственная власть - более узкая категория, чем политическая, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.д. Согласно другой точке зрения, понятие политическая власть тождественна понятию государственная, т.к. 1 исходит от государства и реализуется не иначе, как при его участии. Государственная власть- публично - политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос. принуждение. Характерные черты: распространяется на все общество, носит публично-политический характер, опирается на гос. принуждение, осуществляется специальными лицами-чиновниками, политиками, система налогов, деление населения по территориальному признаку.

Теологическая теория
Представители: Фома Аквинский, в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви. Государство-продукт божественной воли, гос. власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций и деятелей, следовательно все должны подчиняться государю во всем.Существующее социально-экономическое и правовое неравенство предопрел=делено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и подчиниться. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Особое внимание уделяется посредникам между Богом и государственной властью - церкви и религиозными организациями. Она построена на вере и недоказуема. Патриархальная (Аристотель). Люди существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последуещем развитие и разрастание семей в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Влась государя-продолжение власти отца в семье, которая выступает неограниченной. Празнание изначально божественное происхождение власти патриарха, подданным предложено покорно подчиняться государю. Как и в семье монарх не выбирается, не назначается и не смещается своими подданными - ибо они его дети. Договорная (Гроций, Руссо). Государство - результат договора, в который встапают люди, находившиеся до этоо в естественном первобытном состоянии; это рациональное объединение людей на основе соглашениямежду ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству, а индивиды превращаются в народ. В итоге у правителей и общества возникают взаимные права и обязанности и ответственность за невыполнение последних. Государство принимает законы, собирает налоги, наказывает преступников, но обязано защищать права граждан, свою территорию. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотреблению властью расторгнуть договор, путем свержения. Теория насилия (Гумплович, Дюринг). Причина происхождения государства не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в воено-политических факторах - насилии, порабобщении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и племенами нужен аппарат принуждения - государство. Насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического государства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы, сл-но государство-не итог внутреннего развития, а навязанная ему извне сила. Итог: военно-политические факторы играют в основном 2 роли, уступая 1 соц.-экон.
Органическая (Спенсер, Вормс). Государство-организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. оно - продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому как среди биологических организмов выживают сильнейшие и приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Материалистическая (Маркс, Энгельс, Ленин). Возникновение государств обусловлено социально-экономичексими причинами. Первостепенное положение как для экономики, так и для государства явилисось 3 разделения труда, совершенствование орудий труда дали толчок производительности его. Возник избыточный продукт, который привел к появлению частной собственности, общество разделилось на имущие и неимущие классы. Важным последствием частной собственности явилось выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Власть - у богатых, превращающихся в управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое служит как инструмент проведения воли имущих. Государство возникает как поддержание и установление одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Психологическая (Петражицкий, Фрейд). Причина: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать. Всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессии, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности возникает государство. Государство - необходимо для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Государство - продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственых решений, и пассивной массы, способной лишь к подражанию, исполняющим данные решения.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения