Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

РИТОРИКА - ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Уверенность в себе
Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти.
Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте. Рокоссовский брал уроки публичного выступления.
На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии, необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает: 1. Количество слушателей. 2.Состав аудитории: а) По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…); б) По степени авторитетности. 3. Возможные последствия выступления/

Непрерывность речи
Это способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы. Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим экспромтом.
Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти. Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось, то паузу надо обязательно держать, т.е. не проявлять признаков волнения, либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и глупости.
Методы избегания ненужных пауз: 1. Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений. 2. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей (потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того). 3. Метод "блуждания по лабиринту".

Композиция речи - Compositio
Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон.
Композиция речи обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя. Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении говорящего.
Три принципа построения речи: 1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение). Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления. 2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели. 3. Последовательность. 4. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя (не пересекаться и не повторяться).
Универсальный способ построения речи: 1. Сформулировать тезис. 2. Раскрыть его (привести аргументы «за» и «против»). 3. Повторить тезис еще раз.

Контакт с аудиторией
Когда аудитория незнакомая, то м/у выступающим и публикой возникает стена "официальности", недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т.е. установить контакт. Хотя со временем "стена" разрушается сама, лучше убрать ее сразу. Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией: 1. Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса. 2. Естественность. 3. Раскрепощенность. 4. Разговорный стиль изложения. 5. Свободные жесты и движения. 6. Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

Методы привлечения внимания
1. Содержание речи (м.б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами). 2. Яркость - интонация, эмоциональность. 3. Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер держал паузу до 10 минут). 4. "Сказка". Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть конкретика (кто? где? когда?). 5. Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога, т.к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда уместно задавать вопросы. 6. Интригование - обещание интересной мысли. ( А сейчас я Вам расскажу интересный случай) Часто этим приемом пользоваться нельзя. 7. Наглядность (привлечение зрительного внимания). Заранее подготовленные иллюстрации, презентация. Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже если рисуешь). Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…). Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты, затем другой элемент. 8. Дикция (как резкость фотографии).

Интонационная выразительность
Интонационная выразительность необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания речи. 1. Паузы. 2. Тон голоса (диапазон по высоте) Речь - как песня и желательно, чтобы амплитуда была большой. 3. Громкость. 4. Темп. Надо делать ударение на ключевые слова. Они, как правило, громче/тише, ниже/выше и заключаются в паузы.

Правила ударения в русском языке
1. Перечисляемые слова - ударные. (Банки, инвестиционные компании - все являются финансовые институтами). 2. Слово, обобщающие перечисление - ударные. (Все, ничто, нигде, никогда, всегда). 3. Слово, содержащие вопрос, ударное (где, куда, зачем, откуда). 4 .Противостоящие слова - ударные (что посеешь, то и пожнешь). 5. Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый - как пробка). 6. Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных условиях). Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на существительное.

Словарный запас
Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас человека делиться на активный и пассивный. Весь словарь русского языка около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67% от словаря обычного человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41%, первые 10 слов – 18%. Шекспир использовал –14 тыс. слов, Пушкин –27 тыс., средний человек –4-5 тыс.

Методы увеличения словарного запаса
1. Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя быстро забываешь. 2. Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и слова у которых их более 40 (хорошо). Примечание: В программе Microsoft Word есть стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши. 3. Беседы. 4. Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и обороты. Чтобы они были в активе нужно периодически их перечитывать. Примечание: Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться обиходным. Афоризм: Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год друзья будут думать, за кого он себя принимает.
Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается. Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон.

Убедительность речи
Требование к аргументации: 1. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум, так и на чувства. 2. Аргументы должны быть конкретными - (Инфляция не просто низкая, а равна 18% в год.). Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на человека.

Методы внушения
Внушение удается, когда человек не задумываясь, верит говорящему. Зачастую можно внушить даже абсолютную чушь умным людям. Методы внушения: 1. Уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и не быть. 2. Однозначная аргументация. Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей убедительности слушателям можно привести 2-3 аргумента и доказать их несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень ограниченных ситуациях. 3. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т.д.). Их можно использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением. 4. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М.б. ссылка на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на Библию. 5. «Гомеров порядок» расположения аргументов. На первом месте – сильный, далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания. 6. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое утверждение, правда… 6. Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь. 7. «Намек». Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно, чем отрицательно.
Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно воспользоваться методом «Да, и». Убеждающая речь оказывает большее влияние на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления.

Понятность речи
Причины неясности выражения мыслей говорящего могут быть из-за: 1. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо использовать набор т.н. ключевых терминов. 2. По «техническим» причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или очень тихо. 3. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего начал оратор. 4. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к простоте изложения. 5. Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на слушателя. Если аудитория состоит из разных людей, необходимо рассчитывать на самого неподготовленного слушателя.

Артистизм
Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение. Но, если выступающий при этом «переигрывает», то это так же плохо, если он выступает «серо».
Методика «вживания» в роль: 1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать. 2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-нибудь смешное). Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.

Советы для выступления
1. Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением. Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства.
2. При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество визиток.
3. Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно.
4. Во время выступления необходимо выключить свой мобильный телефон, пейджер, будильник на часах.
5. Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы презентации.
6. Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам месте.
7. Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др.
8. Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее продуманными ответами и «пустить» их через зал. Это может оживить дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого лица. Например, реклама вашей компании.
9. Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов появляются знаки вопроса, квадратики и т.д. Чтобы избежать этого можно: а) сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить шрифты True type. б) сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости установить их.
10. Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то подготовьте их предварительно и раздайте.
11. Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и еще глубже вникнуть в тему.

Скороговорки для тренировки
1. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку Грека, рак за руку Греку цап.
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет.
4. Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт (Современный вариант).
5. У перепела и перепелки пять перепелят.
6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
7. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка).
8. Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.
9. Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.
10. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
11. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
12. Высшие эшелоны шествовали подшофе.
13. Налогооблагаемая благодать.
14. Невзначай зачали чадо до бракосочетания.
15. Израиль из рая ль?
16. На ура у гуру инаугурация прошла.
17. Горький окал около колонии Макаренко.
18. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
19. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
20. Невелик бицепс у эксгибициониста.
21. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
22. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
23. Тпру, тпру, Жириновский, тпру!
24. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
25. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
26. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает.
27. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
28. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
29. На нее глазели глаза газели.
30. Недопереквалифицировавшийся.
31. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".
32. Шеф швейни лжив - пошив паршив.
33. Все скороговорки не перевыскороговоришь.
34. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения