|
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Понятие правоохранительных органов
Правоохранительные органы - это органы, охраняющие правопорядок,
гос. безопасность, права и интересы граждан РФ. Правоохранительные
органы (ПО)- это государственные органы. Работники ПО имеют специальный
статус, как правило вооружены. Количество работниках в ПО больше,
чем численность вооруженных сил РФ. Они обладают властно-принудительными
полномочиями. Таким образом ПО - это государственные органы исполнительной
власти, основной функцией которых, является охрана правопорядка,
наделенные властно-принудительными полномочиями и действующие на
основе законов РФ. Система ПО: МВД (включая милицию и внутренние
войска), прокуратура, ФСБ, СВР (служба внешней разведки), ФПС (федеральная
пограничная служба), ФАПСИ, федеральная служба охраны, госналоговая
служба, таможенные органы, адвокатура, нотериат, министерство юстиции.
Суды не являются ПО.
Независимость суда и подчинение его деятельности
только закону
Независимость судей, присяжных и народных заседателей: Принцип независимости
судей, присяжных и народных заседателей провозглашается во многих
законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о статусе
судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5,13 и 29),
Законе об арбитражных судах (ст. 6), Законе о судоустройстве (ст.
12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др. Суть данного принципа
правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых
суд смогбы иметь реальную возможность принимать ответственные решения
без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления
или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только
закона. Cуд относится к числу таких государственных учреждений,
решения которых находятся в поле зрения других государственных органов,
должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе
заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда
и то многообразие способов и методов, используемых для оказания
влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть
до наших дней к такого рода способам и методам относится многое:
от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями.
Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.
Cущественное внимание уделяется разработке, и внедрению гарантий
независимости судей, присяжных и народных заседателей. Независимость
судей обеспечивается: 1. Предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то
ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.
2. Установленным порядком приостановления или прекращения полномочий
судьи. 3. Правом судьи на отставку. 4. Неприкосновенностью судьи.
5. Системой органов судейского сообщества. 6. Предоставлением судье
за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего
его высокому статусу.
Конституционные принципы правосудия
Ст. 118 конституции РФ гласит: Правосудие РФ осуществляется только
судам. Судебная система РФ устанавливается: конституцией РФ и федеральным
конституционным законом. Создание чрезвычайных судов недопускается.
Ст. 125, 127 РФ четко определяет место, занимаемое высшими судами
в судебной системе в целом, а в месте с этим место всех других подчиненных
им судов. В 1 из этих статей определен статус конституционного суда
РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа. Принципы
деятельности ПО: принцип законности, гласности, гуманности, справедливости,
неотвратимости наказания.
Органы внутренних дел и их роль в правоохранительных
органах
ОВД - самый многочисленный отряд. Работники его выполняют самые
большие объемы правоохранительной работы.
Структура МВД РФ
Структура МВД: милиция, внутренние войска, следственный комитет,
ЭКУ (экспертно-криминалистическое управление), ГИЦ (главный информационный
центр, где хранятся все сведения о совершавцихся кем-либо преступления,
дактелоскопические карты). В системе имеются учебные заведения (2
академии, 50 ВУЗов и 80 средних уч.зав.)
Функции ОВД
ОВД выполняет 3 основные ф-ии: 1. Административная деят-ть. Её осущ.
Работники ГИБДД или ГАИ, паспортно-визовой службы, участковые инспектора
итд. ОВД привлекает к адм. ответственности за год до 10 млн. человек.
Эта деятельность должна базироваться на прочной зак-ой основе, поскольку
ущемляет права граждан. В РФ эту деят. как правило, осущ. ОВД, т.к.
иные органы в этом отношении имеют ограниченные права. 2. Оперативно-розыскная.
Осущ. В целях борьбы с наиболее тяжкими преступлениями, в целях
розыска лиц, скрывающихся от правосудия. Эта деятельность регулируется
з-ом «об ОРД» от 1995 г. 3. Уголовно-процессуальная. ОВД имеет право
проводить не только дознание, но и предварительное следствие. При
этом следователи ОВД расследуют до 90% преступлений. У-П деят. осущ.
в соотв. с УПК, кот вступил в силу с 1.07.05. Новый УПК внёс много
изменений. Главное из них состоит в том, что санкцию на арест и
обыск граждан может дать только суд.
Основные задачи криминальной милиции
Предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных преступлений.
Организация розыска лиц безвести пропавших и скрывающихся от правосудия.
Борьба с организованной преступностью.
Основные задачи милиции общественной безопасности
Основные задачи: Обеспечение общественного порядка, личной безопасности
граждан. Предупреждение и пресечение преступлений непредставляющих
большой общественной опасности. Оказание помощи гражданам и организациям.
Милиция и ее виды
Виды: криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по
борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной
преступностью, ряд оперативных (наружное наблюдение) и оперативно-технических
(прослушивание) служб), милиция общественной безопасности (дежурные
части, патрульно- постовая служба, ГИБДД, служба охраны граждан,
паспортно-визовая служба, инспекция по делам несовершеннолетних,
изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ), ОМОН (отряд милиции
особого назначения) и СОБР (специальный отряд быстрого реагирования)),
муниципальная милиция (выполняет теже задачи, что и милиция общественной
безопасности, но создается за счет средств местных бюджетов), транспортная
милиция (обеспечивает порядок на воздушном, Ж-Д, и речном транспорте,
в ее составе подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими
преступлениями, по борьбе с организованной преступностью, патрульно-постовая
служба и т.д.), специальная (в закрытых городах и режимных объектах),
экологическая.
Структура генеральной прокуратуры РФ
Управление по надзору за исполнением законов и законности правоохранительных
актов (общий надзор), управление по надзору за исполнением законов
о федеральной безопасности, следственное упрвление (следственная
часть), управление по надзору за законностью судебных постановлений
по уголовным делам, то же по гражданским делам и арбитражным, следственная
прокуратура, главная военная прокуратура, управление по надзору,
по следствию и дознанию, управление по надзору за исполнением законов
в местах лишения свободы, управление по надзору за исполнением законов
на транспорте и целый ряд других. Прокуратура действует на основании
федерального закона от 17 января 92 года о прокуратуре РФ с изменениями,
внесенными в этот закон 17 ноября 95 года.
Понятие надзора, осуществляемого прокуратурой
Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемою от имени
государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц
- прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного
применения законов, путем своевременного выявления и принятия мер
устранения их нарушения, привлечения виновных к ответственности.
Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды. Сам
по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской
деятельности. Это направление закона о прокуратуре подразделяют
на 4 так называемых отрасли п. надзора: 1. Надзор за исполнением
законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными
и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,
орг. военного управления, орг. контроля, их должностными лицами,
а также за соответствие законов, издаваемых ими правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав исвобод человека и гражданина, федеральными
министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орг. военного
управления, орг. контроля, их должностными лицами, а также органами
управления и руководителями, комерческими и некомерческими организаций.
3. Надзор за исполнением законов органами, осущ. ОРД, дознание и
предварительное следствие. 4. Надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание и пременяющих назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
Оперативно-розыскная деятельность
Милиция и многие другие ПО имеют право заниматься оперативно-разыскной
деятельностью (ОРД). ОРД - это вид деятельности, осуществляемой
гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов уполномоченных
на это настоящим федеральным законом. В целях защиты жизни, здоровья,
прав и свобод граждан, их собственности, безопасности государства
от преступных посягательств. Запрещается проводить ОРД в интересах
какой-либо партии или общественной организации, разглашать сведения,
которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личные семейные
тайны, честь и доброе имя гражданина, которые стали известны в процессе
проведения ОРД. Розыскные мероприятия включают: опрос граждан, наведение
справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение,
отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений,
а также транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных
или иных сообщений только на основании решения суда, прослушивания
телефонных разговоров, оперативное внедрение, контролируемые поставки,
оперативные эксперементы. Органы, которые имеют право осуществлять
ОРД: ОВД, ФСБ, налоговая полиция, органы гос. охраны, пограничной
службы, таможенные, службы внешней разведки. Контроль за ОРД осуществляют
президент РФ, федеральное собрание и правительство в пределах полноммочий,
определяемых конституционными и федеральными законами. Надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими ОРД возложен на прокуратуру.
При этом прокуратура имеет право допуска к сведениям о негласных
сотрудниках, об организации тактики и методов осуществления ОРД.
Федеральные суды
Федеральные суды: 1. Конституционный суд РФ; 2. Суды общей юристдикции:
а). Верховный суд РФ, б). Верховные суды Республик, краев, областей,
Московские и Санкт-Петербуржские суды, в). Городские, районные,
муниципальные суды, г). Военные суды; 3. Арбитражные суды: а). Высший
арбитражный суд, б). Окружные арбитражные суды, в). Арбитражные
суды субъектов РФ.
Обязанности и права российской милиции
В законе о милиции содержаться те обязанности, которые должны выполнять
работники милиции: 1. Предотвращать и пресекать преступления и административные
правонарушения. 2. Выявлять причины, способствующие правонарушения
и добиваться их устранения. 3. Оказывать помощь пострадавшим от
преступлений и находящимся в беспомощном состоянии. 4. Принимать
и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных
правонарушениях и о событиях, угрожающих личной или общественной
безопасности граждан. 5. Осуществлять розыск лиц безвести пропавших,
скрывающихся от правосудия. 6. Обеспечивать порядок на улице, в
транспорте. 7. Регулировать дорожное движение. 8. Принимать экзамены
на право управления авто-мото транспортом и выдавать удостоверение.
9. Проводить тех-осмтр транспортных средств, вести учет ДТП, учет
пострадавших. 10. Выдавать разрешение на право хранения оружия и
взрывчатых веществ, контролировать соблюдение ими правил пользования
оружием. 11. Охранять на договорной основе имущество граждан и юридических
лиц. 12. Проводить экспертизы по уголовным делам и административным
правонарушениям. 13. Принимать при авариях, катастрофах, стихийных
бедствиях неотложные меры по спасению людей и охране имущества.
14. Исполнять определение судов, постановление пракуроров и следователей
о заключении под стражу, об приводе, обыске, задержании. 15. Охранять
и конвоировать задержанных и орестованных. 16. Контролировать соблюдение
паспартного режима, и правил регистрации иностранцев. 17. Выдавать
разрешение на открытие негосударственных детективных служб и контролировать
правила обращения с орендованным оружием. Права милиции: 1. Требовать
прекращения преступлений и административных правонарушений. 2. Проверять
документы у граждан. 3. Вызывать граждан и должностных лиц по делам
и материалам, находящимся в их производстве и требовать объяснения.
4. Задерживать граждан в связи с административными правонарушениями
на срок не более 3 часов, по подозрении в преступлении на срок до
3 суток, а в связи с организованной преступностью не более 10 суток.
Верховный суд и его функции
Функции Верховного суда РФ: 1. Он может истребовать из любогосуда
РФ любое уголовное и гражданское делои может рассмотреть его первоначально.
2. Рассматривает конституционные жалобы на приговоры нижестоящих
судов. 3. Рассматривает дела в порядке надзора, рассмотренные нижестоящими
судами, приговоры, по которым вступили в законную силу. 4. Рассматривает
дела по вновь открывшимся обстоятельствам (Пример: Витебское дело).
5. Дача разъяснений по вопросам судебной практики нижестоящего суда.
Роль и задачи прокуратуры в правоохранительной
деятельности
Уголовно-процессуальные функции: 1.Обязанность возбудить уголовное
дело в каждом случае обнаружения признаков преступления. 2. Прокурор
вправе прекратить любое дело, находящееся в производстве любого
органа (ФСБ, налоговая полиция). Он обязан освободить любого гражданина,
незаконно лишённого свободы. 4. Он принимает меры для всестороннего,
полного и объективного расследования дела. 5. Право вносить представление
по 2 пунктам. 6. Вправе возбудить уголовное дело при отсутствии
жалобы потерпевшего (по делам частного обвинения). 7. Он обязан
принять меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации
имущества. 8. Прокурор решает вопрос об отводе следователя и дознавателя.
9. Он проверяет собранные по делу доказательства при утверждении
обвинительного заключения. 10. Он решает вопрос о возможности направления
дела в суд. 11. Прокурор может назначить любую экспертизу и полюбому
делу. 12. Право прокурора изменить, отменить или применить меру
присечения (арест, подписка о невыезде,личное поручительство, залог).
13. Прокурор обеспечивает попечение над детьми, родители которых
заключаются под стражу. 14. Он решает вопрос о продолжении срока
следствия. По общему правилу дознание осуществляется в месячный,
а предварительно в 2-х месячный сроки. Срок предварительного средствия
может быть продлен прокурором района до 3-х месяцев, прокурором
области до 6 месяцев и генпрокурором до 1,5 лет. 15. Решает вопрос
о подследственности дела. 16. Решает вопрос об огласке данных следствия
и дознания. 17. Прокурор дает санкции на обыски и выемки. 18. Рассматривает
все жалобы на органы предварительного следствия и дознания. 19.
Он участвует в судебных процессах в качестве гособвинителя. 20.
Прокурор дает санкции на кассационные инстанции. Есть и опеляционные,
но в России только кассационные. 21. Он имеет право предъявить гражданский
иск в защиту государственных, общественных и личных интересов гражданина.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на
ее территории законов, также ее роль проявляется в обеспечении верховенства
закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека
и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные этапы развития ФСБ
ФСБ берет свое начало от ВЧК, созданный 20 декабря 1917 г. во главе
с Дзержинским. В 1922 было создано ГПУ, а в 1923 ОГПУ. В 1941 был
образован народный комисариат государственной безопасности СССР.
В 1943 выделилость «СМЕРЖЬ». В 1954 был создан КГБ СССР при совете
министров, который постепенно превратился в ведущую правоохранительную
структуру. Были разные управления. В августе 1991 вместо КГБ были
созданы ФСБ, СВР, ФПС, ФСО, ФАПСИ. Нынешнее ФСБ действует и работает
на основании федерального закона от 3 апреля 95 года «Об органах
ФСБ РФ».
Роль и задачи ФСБ в современных условиях
1. Контрразведовательная деятельность. 2. Борьба спреступностью
осуществляется путем ОР мероприятий в выявлении, предупреждении,
пресечении и раскрытии шпеонажа, терраристеческой деятельности организованной
преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков,
контробанды. 3. Дополнительная разведывательная; осуществляется
либо самостоятельно, либо в взаимодействии со службой внешней разведки
в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Права:
1. Устанавливать на конфеденциальной основе отношения сотрудничества
с лицами давшими на то согласие. 2. Осуществлять ОРД. 3. Осуществлять
проникновение в спец службы других государств. 4. Проводить дознание
и предварительное следствие. 5. Проводить шифровальные работы и
контролировать их проведение в других ведомствах. 6. Беспрепятственно
входить в жилые помещения, но при нарушении прва граждан на неприкосновенность
жилища, уведомлять об этом прокурора в течении суток. 7. Проверять
документы у граждан. 8. Получать любую информацию в целях безопасности
РФ. 9. Взаимодействовать со спецслужбами других государств.
Таможенная служба, товары подпадающие под
таможенный контроль
Таможенное дело РФ составляют: таможенная политика и порядо и условия
перемещения через границу товаров и транспортных средст, взымание
таможенных платежей и сборов, таможенный контроль. Функции: 1. Участие
в разработке таможенной политики РФ и ее реализации. 2. Обеспечение
исполнения таможенного законодательства. 3. Защита прав и интересов
РФ и ее граждан при осуществлении таможенного дела. 4. Обеспечение
экономической безопасности РФ. 5. Взымание пошлин и сборов. 6. Борьба
с контробандой и другими нарушениями таможенного законадательства.
7. Таможенный контроль и таможенное оформление. 8. Ведение таможенной
статистики и др. Таможенные платежи: там. пошлина, НДС, акцизы,
там. сборы, плата за консультации, плата за участие в таможенных
аукционах.
Категории предметов подпадающих под таможенный контроль: наркотики,
психотропные, сильноднйствующие, отравляющие, ядовитые, радиоактивные
и взрывчатые вещества, все виды вооружения, ядерное, химическое,
биологическое оружие и материаллы для его создания, стратегически
важные сырьевые ресурся (цветные металлы, нефтепродукты), валюта
и ценности (исторические ценности, архивы, монеты, ордена, медали,
предметы архиологических раскопок, картины ручной работы, предметы
ДПИ и художественного промысла, старинные книги, уникальные музыкальные
инструменты, редкие коллекции, уникальные почтовые марки). Контробанда
- это перемещение через таможенную границу с сокрытием от таможенного
контроля либо с обманным исправлением документов и средств либо
с сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием
товаров, подподающих под таможенный контроль.
Государственная налоговая служба РФ, задачи
Во главе - министерство по налоговым сборам РФ. Основную задачу
в ГНС выполняет налоговая инспекция. Задачи: 1. Осуществляют контроль
за соблюдением налогового законодательства. 2. Обеспечивают своевременный
и полный учет налогоплатильщиков, правильность исчисления платежей,
а также поступления таких платежей в бюджет. 3. Контролирует своевременность
предоставления бухотчетов, налоговых расчетов, деклараций и др.
документов, связанных с исчислением у уплатой налогов. 4. Проверяют
достоверность документов в части правельности определения прибыли
и др. объктов. 5. Осуществляет возврат излишне изысканных и оплаченных
налогов. 6. Взаимодействие с другими ПО и передают им материаллы
по фактам нарушения, за которые предусмотренна уголовная ответственность.
7. Предъявляют в суды иски о леквидации предприятий, об презнании
сделок недействительными и о взыскании назаконно преобретоного.
8. Обеспечивает правильность пременения финансовых санкций, к которым
относится недоимка (сумма скрытого и заниженного налога), штраф,
пенни. 9. Производит осмотр, фискацию и изъятие у предприятий документов,
свидетельствующих о сокрытии сумм, подлежащих налогооблажению (основанием
для изъятия является письменное постановление должностного лица).
10. Ведут учет, оценку и реализацию конфискованного и безхозного
имущества, а также имущества перешедшего по наследству государства.
11. Составление документов, на основании которых оперативно ведут
бухучет по каждом налогоплатильщику. 12. Приостанавливать операции
по расчетам в банках в случаях непредоставления документов, связанных
с исчислением и уплаты налогов. 13. Предоставляют вышестоящим органам
установленню отчетность. 14. Рассматривают жалобы и заявления граждан
и организаций по вопросам нарушения налогового законадательства.
Федеральная служба охраны. Объекты охраны
Федеральная служба охраны действует на основании закона от 24.04.96
г. 1.Президент в местах постоянного и временного пребывания. 2.
Члены семьи президента, проживающие вместе с ним или сопровождающие
его. 3. Председатель правительcтва. 4. Председатель Государственной
Думы (Селезнев). 5.Председатель совета федерации. 6. Председатель
конституционного суда. 7.Председатель верховного суда. 8. Председатель
высшего арбитражного суда. 9. Генеральный прокурор. 10. Главы иностранных
государств и правительств во время их пребывания на территории России.
Работники Федеральной службы охраны не должны подвергаться административным
задержаниям, к ним не допускается применение мер административного
воздействия, личный досмотр, так же досмотр вещей и транспорта.
Они имеют право применять физическую силу, спецсредства, оружие
и при это они не несут ответственности за вред, причененный при
исполнении служебных обязаностей.
Налоговая полиция
Это самостоятельный, независимый от налоговой службы орган исполнительной
власти, действующий на основании закона от 24.06.93г. « О федеральных
органах налоговой полиции» .Основные задачи: 1. Выявление, предупреждение
и присечение налоговых преступлений и иных правонарушений. 2. Обеспечение
безопасности деятельности гос.налоговой инспекции и защита их сотрудников
от противоправных посягательств. 3. Предотвращение, выявление, присечение
фактов коррупции в налоговых органах. 4. Производство предварительного
следствия и дознания по делам, связанным с нарушением налогового
законодательства. Обязанности: 1. Осуществлять ОРД по выявлению
налоговых преступлений. 2. Производить розыск лиц, скрывающихся
от правосудия за совершение налоговых преступлений. 3. Принимать,
регистрировать и проверять информацию о налоговых преступлениях.
4. Выполнять определения и приговоры судов по налоговым делам. 5.
Обобщать и анализировать практику исполнения налогового законодательства.
6. Информировать соответствующие правоохранительные органы. Права:
аналогичны правам милиции, но имеют сл. особенности: 1. Может осуществлять
проверки налогоплательщиков после проверок гос.налогоой инспекции.
2. Приостанавливать операции в банках на срок до 1 мес. 3. Вести
учёт лиц и фактов, связанных с нарушением налогового законодательства.
ФАПСИ (Федеральное агенство правительственной
связи и информации)
ФАПСИ - это центральный орган исполнительной власти, ведующий вопросами
организации и обеспечения правительственной связи и иных видов спецсвязи
для высших государственных органов, а так же обеспечение безопасности
шифрованной связи, ведение внешней разведки и информационного обеспечения.
Основные направления деятельности ФАПСИ: 1. Организация, эксплуатация,
развитие и совершенствование правительственной связи и систем специальной
информации. 2. Обеспечение сохранности государственных секретов
и защита шифровальной связи. 3. Организация и ведение внешней разведки
с использованием радиоэлектронных средств и методов. 4. Обеспечение
высших должностных лиц страны достоверной и независимой от других
источников информацией, необходимой для принятия решений по вопросам
безопасности РФ. ФАПСИ имеет свои войска, которые призваны обеспечивать
президента спецсвязью во время военного, либо чрезвычайного положения.
ФАПСИ обеспечивает международную, междугороднюю, городскую, а так
же связь с подвижными объектами и заграничными учреждениями за рубежом.
Особое направление деятельности ФАПСИ - криптография (шифрование),
которая базируется на достижениях математики, физики, компьютеров.
Для подготовки специалистов действует Академия криптографии.
ФПС и его задачи
Охраной границ РФ занимается ФПС - федеральный орган исполнительной
власти, обеспечивающий реализации государственной пограничной политики
в сфере охраны государственных границ территориального моря, континентального
шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Основные задачи:
1. Организация охраны госграницы. 2. Организация охраны границы
в странах СНГ на основании соглашения. 3. Организация пропуска через
границу лиц, граждан, транспорта и грузов. 4. Организация разведывательной,
контрразведывательной и ОР деятельности. 5. Организация взаимодействи
между ведомствами в охране границы. 6. Борьба с браконьерством.
Суды субъектов и их классификация
Суды субъектов РФ: 1. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ.
2. Мировые суды. Конституционный суд: Рассматривает различные споры
между органами власти субъекта РФ, жалобы на нарушение прав граждан,
толкование отдельных положений устава, конституции. Решение конституционного
суда обязательно на территории данного субъекта и подлежит исполнению
всеми органами о должностными лицами. Члены КС назначаются законодательным
органом субъектов РФ на срок 8 лет, а их предельный возраст не должен
привышать 70 лет. Порядок работы КС субъекта аналогичен работе КС
РФ. На территории РФ начал действовать с 2000 г., на территории
многочисленных субъектов еще не созданы по техническим причинам.
Они призваны разгрузить районные суды от малозначительных дел. Они
созданы из расчета 15-18 тыс. жителей на 1 мирового судью. В отношении
мировых судей действует специальный закон о мировых судьях (1999
г.), который определил компетенцию и правовой статус мировых судей
по рассмотрению уголовных дел, по которым может быть назначено наказание
не более 2-х лет, а также рассматривает дела о мелких спорах, разводах
и т.д. Мировым судьей может быть гражданин РФ с обязательно высшим
юр. образованием, с безупречной репутацией, и прожавающий на территории
данного субъекта, не моложе 25 лет.
Краевые, областные и районные суды и их
функции
Основное звено занимает районный (городской) суд. Он рассматривает
все гражданские дела, а также все уголовные дела, за исключением
дел о особо опасных преступниках. Гражданские дела рассматриваются
судьей единолично. Уголовные дела рассматриваются судьей единолично,
если за них наказание не больше 5 лет лишения свободы. А уголовные
дела, наказания за которые больше 5 лет, рассматриваются судьей
и 2 народными заседателями. Также рассматриваюся опеляционные жалобы.
Районный суд рассматривает жалобы граждан на нарушение их прав и
свобод. Областной суд (верховный суд республики). Рассматривает
дела о особо тяжких преступлениях, которые не подсудны районному
суду. Рассматривает кассационные жалобы на приговоры и решения районных
судов. При этом он принимает одно из решений: 1. Оставление приговоры
в силе, а жалобу без удовлетворения. 2. Отменяет приговор и отправляет
дело на новое рассмотрение. 3. Отменяет приговор и прекращает дело.
Арбитражные суды. Система и функции
Арбитражные суды действуют на основании закона от 05.04.95 г. Арбитражные
суды рассматривают только экономические споры и споры между юридическими
лицами. Принципы деятельности арбитражных судов такие же, как и
в других судах РФ. Они построены на трехзвенной системе: 1. Арбитражные
суды субъектов РФ - они рассматривают все дела по первой инстанции.
2. Окружные арбитражные суды - обжалывают решения арбитражных судов
субъектов РФ. 3. Арбитражные суды образованы для рассмотрения кассационных
и апеляционных жалоб на решение арбитражных судов субъектов РФ.
Это означает, что у арбитражного суда существует и кассационный
и апеляционный порядок обжалования решений. При кассационном порядке
обжалования вышестоящий суд рассматривает жалобу на решение суда
нижестоящего, не вызывает судебного заседания. При кассационном
порядке в суде второй инстанции могут участвовать лишь адвокат и
прокурор. При апеляционном порядке обжалованияв вышестояший суд
на решение суда нижестоящего вновь проводит заседания, опрашивая
при этом всех участников процесса, который давали свои показания
в нижестоящем суде. Высший арбитражный суд рассматривает наиболее
актуальные дел, хотя имеет право истребовать любое дело и рассматривать
его по первой инстанции. В составе высшего арбитражного суда обр....
пленум и президиум. Дела в арбитражных судах субъектов могут рассматриваться,
как единолично одним судьей, так и коллегиально - один судья и два
арбитражных заседателя. Жалобы в окружных судах и в высшем арбитражном
суде рассматривается коллегиально тремя судьями. Прокурор имеет
право обратиться в арбитражный суд с иском о защите гос. общественных
интересов.
Правовой статус судей
Обеспечивает единство правового положения всех судей, хотя допускаются
некоторые отличия для судей военных судов. Эти судьи проходят службу
в ВС РФ и пользуются всеми правами военнослужащих. Требования к
судьям – гр. РФ, >=35 лет, в/о юридическое, безупречная репутация,
стаж работы по юр. специальности >=5 лет. Это мин. требования
относятся лишь к судьям районных и мировых судов. Для судей обл.
судов стаж >=10 лет, конст. суда >=15лет. Каждый кандидат
в судьи должен сдать квалификационный экзамен и принять присягу.
В отношении судей не допускается вмешательство в их деятельность
и оказание на них какого-либо воздействия. За это предусмотрена
уголовная ответственность. Судьи находятся под особой защитой гос-ва.
В соотв. с з-ом о статусе судей РФ 1995 г. судьи имеют право на
получение такой з/п, кот обеспечивала бы им достойную жизнь. Прекращение
полномочий судей может быть по следующим причинам: 1. письменное
заявление о сложении полномочий. 2. неспособность по состоянию здоровья
исполнять обязанности. 3. переход на другую работу. 4. прекращение
гражданства РФ. 5. занятие деят-тью, несовместимой с должностью
судьи. 6. вступление в силу обвинительного приговора. 7. недееспособность
\ ограничение дееспособности. 8. отказ судьи перейти на работу в
др. суд при ликвидации суда. Во всех случаях прекращения полномочий
необходимо заключение дисциплинарной комиссии вышестоящего суда.
Адвокатура
Действует на основании з-на об адв. деят-ти и об адвокатуре. (05.06.02).
Предназначена для оказания юр. помощи юр. лицам и гражданам. Организация
адв.: 1. адвокатский кабинет (один адвокат). 2.адв. коллегия (2
и более адв.). 3.адвокатское бюро (2 и более). 4. юридическая консультация
(районное объединение адв.). На территории каждого субъекта РФ образуется
адвокатская палата, возглавляемая советом адв. палаты. Ф-ии адвоката.
1. Даёт консультации и справки по правовым вопросам, как в устной,
так и в письменной форме. 2. Составляет заявления, жалобы и ходатайства
правового хар-ра. 3. Представляет интересы доверителей в конст.
судопроизводстве. 4. Участвует в качестве представителя в гражданском
и административном суде. 5. Участвует в качестве защитника в уголовном
судопроизводстве. 6. Участвует в качестве представителя в третейских
и международных судах. 7.Представляет интересы доверителей в органах
гос. власти. 8. Участвует в исполнительном производстве и при исполнении
уголовного наказания. Адвокатская тайна – это любые сведения, связанные
с оказанием юр. помощи.
Служба внешней разведки
Служба внешней разведки действует на основании закона от 10.01.96
г. “О внешней разведке РФ”. В состав внешней разведки, помимо службы
внешней разведки, входят: 1. Внешняя разведка Министерства Обороны;
2. Внешняя разведка ФАПСИ; 3. Главное разведывательное управление.
Основные задачи Службы внешней разведки: 1. Добывание и обработка
информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ и потенциальных
возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств,
организаций и лиц. 2. Оказание содействия и реализации мер, осуществляемых
государством в интересах обеспечения безопасности РФ. Необходимость
осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы
законодательной и исполнительной власти РФ. 3. Содействие по экономическому
и научно-техническому прогрессу РФ, путем добывания информации,
в том числе в обобществленной форме. Полномочия внешней разведки:
1. Установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества
с лицами, давшими на это согласие. 2. Осуществление мер по зашифровке
кадрового состава и по организации его деятельности с использованием
для этого иной ведомственной пренадлежности. 3. Использование в
целях консперации документов, зашифровывающих личность сотрудников
внешней разведки. 4. Взаимодействие с контразведывательными органами
РФ (ФСБ и т.д.) 5. Заключение с министерствами и ведомствами РФ
соглашений, необходимых для разведывательной деятельности. 6. Обеспечение
безопасности государственных учреждений за рубежом, а также граждан,
обладающих государственной тайной. 7. Взаимодействие со спецслужбами
иностранных государств. 8. Создание специальных учебных учреждений
и научно-исследовательских институтов, а также информационных систем
и архавов. 9. Обеспечение собственной безопасности. Общее руководство
внешней разведкой осуществляет президент, который выполняет следующие
функции: 1. Определяет основные направления разведовательной деятельности.
2. Координирует и контролирует деятельность органов ВР. 3. Назначает
и освобождает от занимаемой должности сотрудников ВР. 4. Принимает
решения по всем вопросам, связанным с ВР. Работники внешней разведки
находятся под особой правовой защитой.
Министерство Юстиции и его функции
1. Организационно-правовое обеспечение судебной реформы, которая
проводилась в РФ с 91 года. 2. Правовое обеспечение правотворческой
деятельности. 3. Регистрация партий, объединений, союзов и т.д.,
и ведение их реестра. Не подлежат регистрации такие партии и объединения,
цели и задачи которых, направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя, на создание вооруженных формирований, на
подрыв безопасности РФ, на разжигание национальной, рассовой и религиозной
вражды и т.д. 4. Регистрация нормативных актов. 5. Руководство органами
нотариата, ЗАГСа, адвакатуры. 6. Организация исполнения уголовных
наказаний (возникла в 1998 г.)
Нотариат
Функции нотариата: 1. Удостоверение бесспорных прав и фактов; 2.
Свидетельствование документов и выписок из этих документов; 3. Придание
документам исполнительной силы; 4. Охрана наследственного имущества;
5. Оформление наследства; 6. Принятие документов на хранение. Наряду
с государственными нотариальными конторами, с 1993 г. существуют
нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой. Компетенция
нотариусов государственных нотариальных контор и занимающихся частной
практикой практически одинакова. Отличия: частный нотариус несёт
личную имущественную ответственность по решению суда в случае причинения
ущерба нотариальными действиями, совершенными нарушениями закона.
Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, но нотариат
лишь закрепляет гражданские права, которые защищались в суде. На
должность нотариат может быть назначен гражданин РФ с в/о юридическое,
стажировка >= 1 года, сдавший квалификационный экзамен. Лицензию
на право занятия нотариальной деятельность выдаёт Министерство Юстиций.
Нотариус имеет право составлять проекты сделок и др. документов.
Он может истребовать от г-н и организаций сведения и документы,
подтверждающие какие-либо факты. Нотариус обязан хранить в тайне
сведения, кот. стали ему известны в процессе профессиональной деятельности.
Каждый вновь назначенный нотариус совершает присягу. Нотариус имеет
право иметь помощника и стажёра. Нотариусы объединяются в нотар.
палату, кот образуется в каждом субъекте РФ, а в составе РФ образуется
фед. нот. палата.
Основные задачи ГИБДД
1. Регулирование дор. движения. 2. Учёт всех автомототранспортных
средств. 3. Организация гос. тех. осмотра. 4. Приём экзамена на
право управления автомототранспортными средствами. 5. Выдача соотв.
удостоверений. 6. Профилактика дтп. 7. Учёт дтп, погибших, пострадавших,
и имущественного ущерба от дтп. Властные полномочия: 1. дают заключение
по возможности открытия маршрутов движения общ. транспорта. 2. могут
ограничить или закрыть движение на отдельных участках улиц или дороги.
3. имеют право лишить удостоверение на управление транспортом сроком
до 3 лет. 4. имеют право подвергнуть водителя предупреждению или
штрафу. Требования ГИБДД обязательны для всех граждан, должностных
и юр. лиц, независимо от их ведомственной принадлежности.
Муниципальная милиция
Ф-ии: 1. обеспечение общественного порядка и личной безопасности
граждан. 2. предупреждение и пресечение преступлений, не представляющих
большой общественной гласности. 3. оказание помощи гражданам и организациям
в пределах своей компетентности. Муниципальная милиция создаётся
за счёт средств местных бюджетов.
Судебный департамент в верховном суде и
его задачи
З-н от 24.12.97. Выполняет ф-ии по организационному обеспечению
деятельности судов. До 97 г. эту ф-ю выполняло МЮ, но поскольку
МЮ – орган испол. Власти было признано нецелесообразным, что этот
орган обеспечивает деят-ть судебной власти. Полномочия: 1. Организ.
обеспечивает деят-ть судов общей юрисдикции кроме верховного суда.
2. Разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам своей компетенции.
3. Вносит предложения о финансировании судов. 4. Вносит предложения
о создании или упразднении судов. 5. Определяет потребность судов
в кадрах. Ведёт отбор и подготовку кандидатов в судьи, взаимодействует
с ВУЗ“ ами, готовящими юристов. 6. Ведёт стат. и персональный учёт
судей и работников аппарата судов. 7. Ведёт судебную статистику.
8. Организует работу судебных архивов. 8. Рассматривает жалобы по
вопросам своей компетенции. 9. Принимает меры по мат-тех. обеспечению
судов. 9. Принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности
и безопасности судей и членов их семей.
Противопожарная служба, её обязанности
и права
С 2000 г передана из системы МВД в МЧС, но эта служба продолжает
заниматься правоохр. деят-тью. Её главное предназначение – профилактика
пожаров и борьба с ними. Права работников ппс: 1.Имеют право беспрепятственно
входить в любые жилые и нежилые помещения, если есть данные о нарушении
противопожарной безопасности. 2. Имеют право запретить эксплуатацию
отдельных агрегатов, цехов, предприятий, если там нарушается…. 3……
4. дают разрешения на любых???
|