Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Понятие человека
Человек - субъект общественно-исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)

Понятие общества
Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество). Добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество). Та или иная среда (дурное общество). Узкий круг людей дворянской среды (бывать в обществе). Все человечество. Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т.е. способная к самовоспроизведению группа людей.

Общество, как особая часть материального мира
1. Отличие общества от природы. Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы. 2. Общество - динамическая система Система, меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество.
Подсистемы: Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление - деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Требования к элементу: 1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни); 2. Элементарность элемента (неделимость элемента в рамках начального определения системы).
Элементы общественной жизни: 1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами. 4. Духовные значения (идеальный мир). Идеально существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности. Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни.

Понятие общественного прогресса
Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному. Главная проблема - проблема критерия. Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя. Интегральный критерий - рост социальной свободы.

Ранние формы религии (формы первобытных верований)
1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.
2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.
3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах: а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие. Целевое назначение: 1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное.
4. Анимизм (лат. анима - душа) - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки).
5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.

Миф, как попытка объяснить мир и человека
1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б) наука о мифах. Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).
2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия.
3. Типы мифов. о животных и растениях, о небесных явлениях, космогонические и антропогонические, - креационистские (креационизм - акт творения), эволюционистские (постепенное развитие мира), эсхатология (мифы о конце света), о происхождении рождения и смерти, мифы о великом потопе, о непорочном зачатии, об умирающем и воскресающем боге, о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни, искусственные мифы.
4. Специфические черты мифологии. 1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях. 3. Антропоморфизм (очеловечивание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверхъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идеализаций. 7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.

Структура религии
Религия - святыня, набожность, предмет культа (лат.). Включает в себя: 1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов). 2. Религиозный культ - совокупность особых действий. Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный - просьба. Элементарные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы. 3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.

Атеизм и религия
Атеизм: 1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы приобретают форму неземных. (Энгельс). 2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях. 3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).
Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.
Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегрирующая.
Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком. 2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведущий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т.е. к Богу, данное человеку от природы. 4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.

Классификация религии
1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые:- буддизм, ислам, христианство: - православие, католицизм, протестантство. Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н.э. Ислам - 7 в. н.э., основатель Мухамед. Христианство 1 в. н.э.

Определение философии
а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего. В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (первоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)
б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача философии - ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?”
в) Сов. философия: "Философия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания".
г) Итоговое определение: “ Философия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.”
д) Основной вопрос философии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного.” 1) Что первично - материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на: материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.

Философия Платона.(4-5 до н. э.)
Ученик Сократа, основатель афинской философской школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи. Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей- изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный. Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса. Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.

Учение о человеке, обществе, государстве
Государство - совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида государства: демократия, тирания, олигархия, темократия. Платон предлагает модель идеального государства: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели. 3) 3 сословия: 1) разумная часть - мудрость - правители-философы. 2) яростная (волевая) - мужество - воины.3) вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы. Такое государств справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.

Социализм Платона
Частная собственность - источник социального зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство государства. Социализм Платона носит казарменный характер. Философы не имеют не только частной, но и личной собственности. Живут вместе. Вознаграждение - продовольствие. Упразднение семьи. Государство счастливо в целом, а не в отдельных частях.

Философские взгляды Аристотеля
1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже.” Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение философии.
3) Аристотель о сущности: В центре философских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.
4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир в целом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения. 4 причины - материальная (из чего?), формальная (что это есть?), движущая (откуда начало движения?), целевая (ради чего?) - бог.
Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения