Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Лекции» собраны ученические и студенческие конспекты лекций по множеству предметов. Здесь вы найдете студенческие конспекты лекций по экономическим, юридическим, предпринимательским, общеобразовательным гуманитарным и техническим дисциплинам. Это крупнейшая в рунете коллекция студенческих конспектов. Просто находка для студента! Уникальный учебный материал, который был собран и написан нами за время студенческой учебы. Данные лекции можно использовать как для подготовки к зачетам и экзаменам, так и для написания шпаргалок, рефератов и других учебных студенческих материалов. Используйте наши студенческие лекции и шпаргалки только в личных целях для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Администрация студенческого портала не несет ответственности за возможные проблемы, которые могут возникнуть во время использования лекций.
 
       

 
 

Каталог студенческих конспектов лекций

 
Лекции

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Понятие международного права
Международное право - это система юр норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Форма, источники международного права
Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально юридические формы существования международных правовых норм именуются источниками международного права. Договор и обычай являются универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Субъекты международного права
Субъект международного права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами сегодня являются государства и межгосударственные организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом международного права является государство.

Объект международного права
Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У международного права таким объектом является международные, а точнее межгосударственные отношения. От объекта следует отличать предмет международно-правовые отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, международно-правовое регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Функции международного права
Функции международного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Главной социальной функцией международного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе. Международное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам. Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Юридическая обязательная сила международного права
Юридическая обязательная сила - необходимое качество международного права, кот регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юридическую обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Проблема обязательной силы международного права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы международного права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции, так или иначе, отрицают юр силу международного права.

Процесс и формы международного правотворчества
В основе нормы международного права лежит соглашение субъектов, являющиеся единственным способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соответствии с этим порядком, согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму обычая или договора. В современном международном праве существуют два вида обычных норм. Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписанное правило, за кот признается юр сила. Второй - новый вид, к которой относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или одном акте. При формировании норм общего международного права основную роль играет протест. Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из обычных норм состоит ядро всей международно-правовой системы - общее международное право. В отличие от общего международного права, партикулярный обычай выражает особые интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования необходимо соглашение всех заинтересованных государств.

Роль общественности
Рост значения международного права в защите жизненных интересов человека и общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения. Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем, как и многие другие, может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях, как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право, экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная дипломатия, воздействующая и на международное право.

Роль доктрины международного права
В формировании международного права трудам юристов принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное положение давало доктрине значительную возможность участвовать в правотворческом процессе.

Односторонние акты государств
К таким актам относятся заявления, ноты, выступления государственных деятелей и др. Основным видом односторонних актов являются обязательства (например, обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов является признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. Следующим видом одностороннего акта является протест (акт противоположный признанию). Этим актом государство изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия. Следующим видом одностороннего акта является отказ, кот означает, что государство отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер. Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель (estoppel - лишение права возражения), кот был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, кот положилась на эти действия и вела себя соответственно.

Кодификация международного права
Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, проводимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная, осуществляемая учеными или их организациями.

Система и структура международного права
Система международного права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права. Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

Понятие нормы международного права
Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Нормы международного “мягкого права”
Анализ доктрины и практики показывает, что термин “мягкое право” используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом - о неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, кот в отличие от “твердого права”, не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т д. Ко второму виду норм “мягкого права” относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

Классификация норм
Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию международно-правовых норм: 1) по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы; 2) по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные; 3) по юридической силе - императивные, диспозитивные; 4) по функциям в системе - материальные, процессуальные; 5) по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений международных организаций. Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, “каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права”. В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на “общие нормы международного права”. Главными отличительными признаками универсальных норм является глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом.
Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные и диспозитивные нормы
Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юр силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных Государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы. Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и интересы третьих Государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юр силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Процессуальные нормы
К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний. Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности международного права побуждала государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

Другие виды норм
По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юр силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Программные и рекомендательные нормы
По поводу существования программных норм идет оживленная дискуссия. Но, следует заметить, что большинство норм содержит программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества. Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций.

Договорные нормы
Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, кот содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юр силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юр силой, если иное не будет доказано. Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования. Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников.

Международная нормативная система
Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении международных отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и др. международные нормы. Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня развития международного сообщества.

Политические нормы и международное право
По своей природе политические нормы представляют согласованную волю Государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юр, а полит обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых “правил игры”. Санкции при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции Государств и международных организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной политической системы. Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, прав нормы создаются и осуществляются с учетом существующих полит норм.

Организационные нормы
Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием Государств. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Обыкновение и традиции
Обыкновение - не обладающая юридической силой международная норма, складывающаяся непосредственно в отношениях Государств в результате подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила становится обычной нормой международного права.

Международная вежливость
Это - не обладающие юр силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

Понятие международно-правового регулирования
Международно-правовое регулирование - это властное воздействие Государств на свои взаимоотношения при помощи международного права. Это регулирование представляет собой разновидность социального управления. Система международно-правового регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой является система межгосударственных отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей является система средств международно-правового воздействия.

Механизм международно-правового регулирования
Под этим механизмом понимается совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения. Первым элементом механизма является международно-правовая норма. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юридическим методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязательств, образующих правоотношение. Международно-правовые отношение являются второй главной частью механизма международно-правового регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования. На всех этапах функционирования международного права важная роль принадлежит международно-правовому сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Важным его элементом является общее международно-правовое сознание, под которым понимается совок разделяемых государственных взглядов, представлений, идей относительно необходимого международного правопорядка.

Метод функционирования международного права
Под этим методом понимается совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых норм. Общий метод функционирования охватывает пять особых методов: 1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляется субъектами при помощи полит средств; 2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; 3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления; 4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях; 5) специально-правовой метод - применение специфически правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-прав регулирования.

Международный правопорядок
Существуют два понимания правоотношений. В одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений, закрепленное международным правом. В результате мы имеем юр и фактический правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель, в другом - результаты ее претворения в жизнь. Международный правопорядок - это система международно-правовых отношений, призванная придать сообществу Государств структурную устойчивость на основе целей и принципов международного права.

Международная законность
Это - режим функционирования системы международных отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе законности находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам. Отстаивая свои права, государство утверждает режим международной законности.

Контроль
Под контролем понимается процесс обработки информации, призванный определить соответствие поведения субъектов нормам международного права. Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения; вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к выполнению предписаний международного права. Есть у контроля и третья функция - толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие действия не соответствуют норме. Существуют два вида контроля - национальный и международный.

Международно-правовая ответственность
Ответственность порождается международно-противоправным деянием, элементами кот является: субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно государства в целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств. Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств. В литературе и практике утверждается деление международных правонарушений на международные преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов международного сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие. Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед потерпевшим. Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность, состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания, отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.

Санкции и контрмеры
Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функционирования международного права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется, прежде всего, по соответствию основным целям и принципам международного права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только международными организациями. Что же касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры Государств издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного государства на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее, правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого государства, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые международным правом как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с международным правом, но поскольку является контрмерами в отношении правонарушителя, постольку могут выходить за рамки международного права в тех пределах, кот определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше той, что необходима для достижения непосредственной цели.

Понятие применения норм международного права
Понятие “применение права” используется, в общем, и специальном смысле. В первом случае оно охватывает все юридические способы осуществления права, во втором - властное осуществление права в случае правонарушения или спора о праве. Применение норм права к конкретным случаям заключается в следующем: 1) установление факт обстоятельств; 2) правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того, подпадают ли они под действие норм международного права, и если да, то каких именно; 3) определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их действия, особенно в отношении данных субъектов; 4) уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование; 5) принятие решения о способе применения норм к данным факт обстоятельствам; 6) действия по обеспечению реализации принятого решения.

Организационные основы применения международного права
Существуют международные и национальный методы применения норм международного права. Международный метод реализуется в деятельности государств на мировой арене, а также в деятельности создаваемых ими международных органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм международного права внутригосударственной деятельности, т.е. в имплементации этих норм.

Толкование норм международного права. Понятие толкования
Толкование есть процесс выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с иными нормами международного права, юр характеристик. Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того, что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский, субъективистский и функционалистский. Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается воле сторон в момент создания нормы. Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е. международно-правовой нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования. Средства толкования определены Венской конвенцией о праве международных договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы неясным или приводит к явно абсурдным результатам.

Правила и способы толкования
На первое место Венская конвенция ставит принцип добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направлены на выявление реального содержания нормы. Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам. Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной. Правило специального закона требует, чтобы при толковании признавалось преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а порой и делают из нее исключение. Способы толкования: 1) грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики данного языка; 2) логическое - анализ нормы путем использования законов и правил логики; 3) специально-юридическое представляет собой выяснение юр характеристик международно-правовые нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее действие и т д.; 4) систематическое - анализ нормы как элемента системы международные права в ее взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами; 5) телеологическое - определяет содержание нормы в соответствии со стоящей перед ней целью; 6) историческое - выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее принятия.

Субъектная и объектная сферы
Субъектная сфера определяется кругом субъектов, на кот распространяется действие международного права. Важным изменением субъектной сферы явилось включение в нее межгосударственных организаций. Объектная сфера - это круг регулируемых отношений, которая является его объектом. Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят только отношения между субъектами международного права. Все эти аспекты сферы действия международного права практически важны. Для всех договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера - на кого распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием договора - какие виды отношений и в какой мере им регулируются.

Пространственная сфера
Пространственная (или территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право.

Разграничение пространственных сфер действия международного и национального права
В пределах своей территории государство осуществляет полный и исключительный суверенитет. Граница государственной территории проходит по внешнему пределу территориальных вод. Тем не менее, в интересах международного судоходства международное право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах, предоставив иностранным судам право мирного прохода. Мирный проход регулируется правом прибрежного государства, но оно должно соответствовать международному праву. Международное право закрепило положение, согласно которому деятельность физических и юридических лиц в международных пространствах (воздушное, космическое, открытое море, Антарктика) регулируется национальным правом, естественно в рамках международного права.

Международное право и экстратерриториальное действие национального права
Человек обладает юр статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в определенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих других прав. В результате права, созданные в рамках одной национальной правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой. Это наиболее давний и массовый случай экстратерриториального действия национального права. Общее правило, опирающееся на основные принципы международного права, состоит в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную - в отношении своих граждан и организаций за рубежом.

Международное и национальное право
Для того, чтобы быть способными регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве правила должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. Этот процесс обычно именуют трансформацией. Она может быть общей и индивидуальной. При общей - государство устанавливает, что все или только определенные виды принятых ими международно-правовых норм являются частью права страны. При индивидуальной - необходимо в каждом случае вводить международные нормы в право страны специальным актом. Трансформация может быть прямой и опосредованной. При первой - правила договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу самого акта ратификации. При опосредованной - на основе договора издается национальный нормативный акт, с большей или меньшей полнотой воспроизводящий положения договора. Особым видом имплементации международных норм является отсылка. Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором или что в установленном случае следует применять такой-то договор.

Международное и конституционное право
Современное международное право со значительной полнотой определяет содержание центральных положений конституционного права - норм о правах человека. Роль международного права в этом находит все более основательное признание в конституционном праве, кот устанавливает, что права человека определяются в соответствии с международно-правовыми нормами. Более того, идет процесс утверждения принципа демократии, согласно которому единственным легитимным правлением государства признают демократию. Объясняется все это тем, что иначе не возможно обеспечить мирный мировой порядок, а, следовательно, и выживание человечества.

Международное право и компетенция органов государства
Особенно значительно влияние международного права на компетенцию органов внешних сношений. Так, международное право определяет, какие органы могут давать окончательное согласие на обязательность международных договоров без специальных полномочий. Международное право влияет и на осуществление законной власти. Последняя не может издавать законы, противоречащие международному праву. Законодатель ограничен международными обязательствами государства. Более того, он обязан издавать законы, необходимые для осуществления норм международного права.

Конституционные суды и международное право
Усиление влияния международного права на национальное, включая конституционное, вызывает к жизни новые формы контроля за соответствием международных обязательств конституции страны. Существенную роль в этом способны играть получающие все более широкое распространение конституционные суды, основная задача которых - следить за конституционностью законных актов. Контроль за конституционностью международных договоров - это новая для них функция. Суды к этому вопросу подходят осторожно.

Резолюции международных органов, организаций и национальное право
Рассматриваемые акты порождают лишь морально-политические обязательства, что вовсе не исключает их влияния на национальное право. Кроме того, при выяснении содержания норм международного права, в том числе и инкорпорированных в национальное право, приходится прибегать к помощи резолюций конференций и организаций. Существуют способы придания содержанию резолюций юр силы и тем самым включения его в национальное право.

Основные принципы международного права
Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Принцип неприменения силы
В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

Принцип мирного разрешения споров
Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций ГА, среди кот можно выделить Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций. В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе мир и безопасность и справедливость”.

Принцип уважения прав человека
Закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и полит правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

Принцип суверенного равенства
В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, кот гласит: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других Государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социально-экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Принцип невмешательства
В Уставе ООН говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

Принцип территориальной целостности
Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность государств-членов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальное неприкосновенности Государств.

Принцип нерушимости границ
В Декларации о принципах международного права содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: “Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов
Принцип воплощен в Уставе ООН, в кот в качестве одной из целей Организации указано: “Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира”.
Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права: “Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН”.

Принцип сотрудничества
Идея воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены также основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права. Принцип закрепил соглашение Государств о признании юр силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юр обязательных норм для суверенных Государств является их соглашение.

Понятие государства в международном праве
Суверенное государство является основным субъектом международного права. В международно-прав литературе издавна используется понятие государства, представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Государство - необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности. Таким путем определяются положение государства в международном сообществе, его потенциальные возможности.

Основные права и обязанности государства
Основные права и обязанности - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав, кот в нормальных условиях не могут быть ограничены. Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других Государств. Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствии дела других Государств. Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать. Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других Государств, а также равноправие и самоопределение народов.

Юрисдикция государства
Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную. Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний. В силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории. В силу личного верховенства - ограниченную юрисдикцию в отношении своих граждан за рубежом.

Иммунитет государства
Юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного государства и его собственность. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета. Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти. Существенное значение имеет содержание понятия “государство” в плане иммунитета, от чего зависит круг органов и лиц, пользующихся иммунитетом. В проекте статей Комиссии международного права ООН это понятие определено как означающее: государство и его различные органы управления; политические подразделения государства, которые правомочны осуществлять прерогативы государственной власти; учреждения или институты государства при условии, что они правомочны предпринимать действия в осуществлении прерогатив государственной власти; представители государства, действующие в этом качестве.

Международное признание. Признание государств
Относительно юр значения признания для нового государства существуют две теории: конструктивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания. Признание государства представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность. Любые правоотношения возможны лишь в том случае, если участники признают друг друга в качестве субъектов права. В качестве общего правила признание государства является полным и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления государства затягивается, например, в результате гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-факто”. Оно обычно сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть отозвано.

Признание правительств
Признание вновь образованного государства означает признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. Как и в случае с государством, признание правительства может быть фактическим и юридическим.

Правопреемство государств
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Правопреемство касается нескольких аспектов: 1) правопреемство в отношении договоров; 2) правопреемство в отношении государственной собственности; 3) правопреемство в отношении государственных архивов; 4) правопреемство в отношении государственных долгов.

Европейский суд
Европейский суд функционирует на постоянной основе и создается государствами, кот ратифицировали Конвенцию о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Суд состоит из такого числа судей, которая соответствует числу соответствующих государств. На должность судей избираются на срок от 3 до 9 лет от каждого государства Парламентской ассамблеей (из трех кандидатов государства-участника) лица, кот имеют высокие моральные качества и квалификацию или являются юристами с признанным авторитетом. Европейский суд имеет свою канцелярию и судебных секретарей. На пленарных заседаниях суда избирается его председатель и его заместители (1-2) на 3 года (могут переизбираться); создаются палаты на определенный срок; избираются председатели этих палат (могут переизбираться); принимаются правила процедуры суда; избираются секретарь суда и один или два его заместителя.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения