|
|
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ
Понятие конституционного права, его предмет
и метод, система, конституционно-правовые нормы и институты и правоотношения
Конституционное право (КП) - совокупность правовых норм, охраняющих
права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную
систему гос. власти. Предмет регулирования: Определяет общественные
отношения, которые регулируют данные отрасли права. Группа отношений:
1. Общественные отношения между человеком и государством по поводу
охраны прав и свобод человека. Нормы носят регулирующий характер,
они закрепляют основные права, охраняемые законом, интересы человека
и свободы. Данные нормы закрепляют основные обязанности человека,
основные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государстве.
Напарвлены на построения правового госуд., формирование гражданского
общества и установление пределов вмешательства госуд. в общественную
жизнь. 2. Властеотношение - отношение по поводу устройства госуд.
и гос. власти. Нормы направлены на учреждение органов гос. власти,
на регламентацию отношений между ними, определение задач гос. органов,
объемов их полномочий и определение их компетенции. КП отношения
- это общественные отношения, урегул. нормами КП. В КП отношениях
- главный субъект отношений - люди. Несколько разновидностей: а)
гражданин РФ; б) лицо без гражданства; в) иностранные граждане;
г) лица с двойным гражданством. 3. Объединение граждан: Общественные,
политические и неполитические объединения. Совокупность граждан,
юр. оформленных и имеющих цели. 4. Многонациональный российский
народ. 5. Государство: а) вся РФ; б) отдельные субъекты РФ. 6. Муниципальные
образования и органы местного самоупрвавления. Конст. нормы: Правовые
нормы - это общеобщественные правила поведения, которые поддерживаются
государством, обладающие обстрактностью, и структурой и регулируют
общ. отношения. Специфика КП нормы: 1. Нормы декларации 2. Особенности
их структуры. Имеют 3 элемента: а) диспозиция - само правило поведения;
б) гипотиза - определяет действия, при наличии кот. действ. диспозиция;
в) санкция - опред. последствия, кот. исследуют случии несовершения
диспозиции. Особенность в том, что в этих нормах отсутствует 1 из
элементов. 3. КП нормы по характеру могут быть императивными и диспозитивными.
Правовой институт - системная совокупность КП норм, регул. сходные
конст. праоотношения. Особенность в том, что их границы четко не
определены, достаточны условны и подвиждны. Система КП институтов
(И): 1. И основ конст. строя. 2. И прав и свобод чел. и гражданина.
3. И федеративного устройства РФ. 4. И избир. права. 5. И президенской
власти. 6. И законадательной власти. 7. И исполнительной власти.
8. и гос. власти субъектов РФ. 9. И судебной власти и прокуратуры.
10. И местного самоуправления. 11. И внесения поправок и пересмотра
конституции.
Источники конституционного права, КП ответственность
и коллизии в КП
1. Источник права в юр. смысле - это формы, в кот. закрепляются
и сущ. правовые нормы. 2. В материальном смысле - это сложившиеся
отношения, связи и на этой базе формируется КП. Особенностью источника
права явл. иерархичность (системность). Источником КП с высшей юр.
силой явл. междунар. договоры и общепризнанные нормы - конституция
РФ (12 дек. 1993). Ответственность в КП наступает за правонарушения,
они наз. конст. деликтами. Возлажения на правонарушителя определенных
неприятных для него последствий возлагаются в определенном законом
порядке. КП ответственность отличается от др. видов юр. ответственности
тем, что она не имеет ни материального, ни репресивного характера.
Она носит политический характер, т.е. субъект правонарушения терпит
для себя определенные неприятные полит. последствия. На рядовых
граждан КП отв. не возлагается. Полит. ответственность для субъектов
конст. деликтов выр. в освобождении от должности, в отмене принятого
акта, лишение полномочий, в форме вынесения гос органами вотума
недоверия, в роспуске коллективного гос. органа, возбуждает процедуру
импичмента. КП отв. государства имеет место перед гражданами (незаконные
репрессии, обжалование гражд. незаконных гос. актов и решений).
Коллизии в КП - противоречия между разными нормами одной и той же
отрасли. Несовершенство законадательства, неясность формулировок,
дублирование законами друг друга, судебные ошибки, нерпавельное
истолкование норм конст. и др. законов, гос. органы выходят за пределы
своих полномочий и принимают акты, кот. они не вправе принимать.
На практике: 1. Между нормами позитивного и естественного права.
Преимущество отдается нормам ест. права. 2. Споры о компетенции
между различными гос. органами. Возникают, когда компетенция того
или иного гос. органа недостаточно определена. 3. Законов и подзаконными
актами. Между актами различной политической силы. Приоритет акту
более высокой юр. силы. Юридическая конфликтология.
Понятие, свойства и виды конституции,
соблюдение и охрана
От лат. - установление. Это основной закон государства, обладающий
высший юр. силой на территории государства, закрепляющий осн. принципы
гос. строя. Высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина,
структуру и отношение органов власти и управления. К - является
базой системы права. Нормы К обладают прямым и непосредственным
действием. При рассмотрении дел, оценивается содержание принимаемого
нормативного акта и во всех необходимых случая применять К в качестве
акта прямого действия. Виды К: 1. По способы принятия (всенародно
принятые, прин. учред. органом, откроированные). 2. По способу оформления
(писанные, неписанные). 3. По способу разработки (харизматические).
4. По порядку изменения, дополнения (гибкие). Нельзя путать суверинитет
народа и сув. нации. Народ поручает осущ. власти отдельным людям.
Народ непоср. осущ власть при референдуме, свободных выборах и восстаниях.
Этапы развития КП в России
3 этапа: 1. Возникает до 1917 г. - дореволюционный этап с 1905 г.
2. Советский период (тоталитарный) с октября 1917 до конца 1980
г. 3. Демократический период - с конца 80-х до начала 90-х. Окончательное
оформление с принятием конст. РФ. 1. Манифест 1905 г. - провозгласил
неприкосновение личности, свободу слова, совести, собраний и судов,
создание парламента в виде Госдумы, леголезация партий. Основной
закон империи: 23 апреля 1906 г. - постановил создание 2-х палатного
парламента, который осуществлял бы законадательные полномочия. Совет
министров формировался императором и были ответственныы перед ним.
Император мог распускать думу по своему усматрению, создавать новый
закон, указаная. Нижняя палата - Госдума, верхняя - Госсовет: половина
назначалась императором, а остальные избирались от церкви, от университетов,
земств, двор. обществ, торговли и промышленности. Не было четко
оформленного принципа разделения властей. Учредительное собрание
устанавливало основы гос. власти, кот. закрепл. в конституции. 1
сент 1971 г. Россия провозглашается республикой. 25 окт. 1917 г.
- 2 Всероссийский съезд. 2. Российский этап 1917-22 г. Формируются
органы советской власти. 22 г. Начало создания СССР. Здесь действуют
законы, союзные зак. и Россия управлялась союзными органами власти.
В июле 17 г. - 1 конституция РСФСР. Учредительное собрание разгоняется.
Главные идеалы нов. конст. строя (Ленин) - вся власть передается
советам, обладавшим всей полнотой власти. Верховный орган - Всеросийский
съезд советов. Всер. центр исполн. конституции ВЦИК. концентрирует
в себе закон исполн. и судебных властей. Оперативный орган власти
- совет народных комисаров СНК - его возглавил Ленин. Формир. органы
судебн. власти, органы спец. компетенции. ВЧК - по порьбе с контрреволюцией
и саботажем во главе с Дзержинским. В 1936 г. - Сталинская конституция
СССР. 1977 г. - Брежневская конституция. Устанавливается диктатура
полит. партии КПСС. 78 г. - Конституция РСФСР. В государстве устанавливается
диктатура 1 партии. Основным центральным органом стал центр. комит.
(ЦК) партии. 3 этап: Генсеком ЦК КПСС устанавливается Горбачев.
Он начинает социально-экономическую реформу, которая приводит к
конституционной реформе и демографическим изменениям. Это начинается
с отмены статьи 6 конституции СССР. Начинает формироваться партийная
система. Верховный гос. орган - съезд народных депутатов. Учреждается
должность президента СССР - Горбачев. В конст. 78 вносятся массовые
поправки: РСФСР замен. на РФ. 1 Съезд нар. деп. 89 г. обладает полномочиями
изменять и дополн. конст. РФ. Учрежд. конст. суд РФ. Распад СССР
в 91 г.
Конституционные характеристики РФ
Демократическое государство - это госуд., устройство и деятельность
которого соответствует воле народа, общепризнанным правам человека
и гражданиана. Источником власти является суверинитет народа. Если
госуд. явл. демократическим, то оно является конституционным и правовым.
Г может считаться демокр., только в условиях сформировавшегося гражданского
общества. Дем. Г должно обеспечивать общие интересы народа при безусловном
соблюдении и защите прав и собод отдельного человека. 2 признака
дем. Г: 1. Система выборных органов. 2. Обеспечение прав и свобод
человека и гражданина. РФ - федеративное государство - 89 субъектов,
они равноправны и не суверенны. 21 республика - унитарные, 1 авторитарная
область (еврейская). 2 города федерального значения - Москва и С-П.
10 автономных округов. 55 краев и областей. Все субъекты делятся
на 2 группы - национальные и ненациональные. Правовое государство
- это Г, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и
главной целью считает обеспечение прав и собод человека. Россия
- полупрезиденская республика. Социальное Г - это Г, которое берет
на себя обязанность заботится о социальной справедливости и о благополучии
граждан и социальной защищенности. Россия - светское государство.
Конституционные основы организации госвласти
и местного самоуправления
1. РФ обладает суверинитетом. Гос. суверинитет - верховенство гос.
власти и независимость ее внутри своей страны и по отношению к другим
государствам. Неограниченность власти ничем и никем, кроме законов
и естественных прав. Не существует другой подобной власти. Она является
независимой. Госсуверинитет в РФ означает, что суверенным явл. вся
РФ, а не ее часть. Госцелосность - никакая часть территории РФ не
может рассм. как собственность одной нации. Принцип неприкосновенности
территории РФ. РФ отвергает любые территориальные притязания других
государств. 2. Разделение властей. Организация местного самоуправления.
Ст. 12 К признает и гарантирует, что местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно. Общие принципы местного самоуправления
устанавливаются на федеральном и муниципальном уровне. органы местного
сам. не входят в систему власти гос. органов. Эти органы осущ. муниципальную
власть, т.о. местное самоуправление не относится к государству.
Муниципальная власть отличается от госуд. тем, что не может применять
собственного принуждения. Органы местного сумоуправления могут издавать
нормативно-правовые акты, кот. поддерживаются госпринуждением. Муниципальная
и государственная власть образуют публичную. Госвласть устанавливает
определенные рамки, в которых муниципальная власть действует самостоятельно
- эти рамки закреплены федеральным законом.
Экономические и политические основы конституциооного
строя
Основные гарантии, которые закрепл. гос. в экономической и политической
сфере: 1. Закрепление в К строе рыночной экономики. а) свободное
перемещение товаров и услуг и фин. средств; б) поддержка конкуренции;
в) свобода экономической деятельности. 2. Закрепление форм собственности.
3. Закрепление в К статуса земли и других природных ресурсов. 4.
Политические основы К строя: относятся политическое и идеологическое
разнообразие. Под разнообразием понимается свобода разрабатывать,
исповедовать и пропагандировать различные политические взгляды и
различную идеологию. Идеология - система филосовских, политических,
религиозных взглядов на общественное развитие и пути совершенствования
общественного устройства.
Общее положение о правах и свободах человека
и гражданина, понятие, средства и методы защиты, международно-паравовая
основа
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве.
Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной
власти. Это — сердцевина конституционного строя. Учение о свободе,
составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно
развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти
разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой
и государственным регулированием. Постулаты: 1. Bce люди свободны
от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение
и охрана этих прав — главное назначение государства; 2. Свобода
состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.
Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена
таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех
— основа свободы; 3. Свободы могут быть определены только законом,
который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты,
если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено,
то дозволено; 4. Часть дозволенного определяется через права человека.
Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать
свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания
свободы; 5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом обществе. Международно-правовой
базис прав человека. Права человека, в какой бы стране он ни жил,
находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием
всей цивилизации. Обязанность государств осуществлять сотрудничество
в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам
без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации
Объединенных Наций. Всеобщая декларация прав человека состоит из
преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами
человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие
всем людям.
Административные меры ограничения прав
и свобод
30.12.01 г. принят новый кодекс об административных правонарушениях,
устанавливающий ряд мер административного ограничения прав и свобод
человека и гражданина. В гл. 27 эти меры именуются, как “Меры обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях” Данные
меры применяются в следующих случаях: 1. В целях присечения правонарушений.
2. При установлении личности правонарушителя. 3. При составлении
протокола, при невозможности его составления на месте. 4. Для обеспечения
своевременного и правильного рассмотрения дела об административных
правонарушениях и исполнения, принятого по делу постановления. Меры:
1. Доставление - это принудительное припровождение физического лица,
в целях составления протокола об административном правонарушении,
при невозможности его составления на месте. Доставление должно быть
осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется
протокол, либо делается запись в протоколе о правонарушении или
о задержании. 2. Административное задержание - кратковременное ограничение
свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях,
если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного
рассматрения дела или исполнения постановления по делу. Срок административного
задержания не должен превышать 3 часов. За исключением двух случаев:
1). При производстве по делу о правонарушении, посягающем на режим
государственной границы и порядок пребывания на территорию РФ, лицо
может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48
часов. 2). При производстве по делу о правонарушении, влекущем в
качестве одной из мер наказания: административный арест. Лицо также
может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48
часов. 3. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом
лице - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конституционной
целостности. Осуществляется в целях нахождения предметов и орудий
совершения правонарушения. Личный досмотр осуществляется должностным
лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того
же пола. В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований
полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы,
которые могут причинить вред здоровью и жизни других лиц, личный
досмотр вещей может проводиться без понятых. О досмотре составляется
протокол, либо делается соответствующая в протоколе о задержании
или доставлении. Также предусматривается досмотр транспортного средства,
находящегося при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому
лицу помещений, территорий, находящихся там вещей. Осмотр, принадлежащих
юридическому лицу территорий, документов осуществляется должностными
лицами и его органами по налогам и сборам и налоговой полиции.
Свобода печати и информации
Любой человек может имеет доступ к информации, распространять ее,
если она не противоречит закону. Свобода средств массовой информации
означает, что создание и деятельность СМИ не относится к монополии
государства и доступна любым лицам, в том числе и лицам, ен обладающим
гражданством РФ. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные
издания, свободно формируя - общественное мнение, “служат наилучшими
гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя. Распространение
информации не должно быть монополией государства. Особое значение
имеет массовая информация, которая реализуется через информационные
агентства и различные средства массовой информации (СМИ) — газеты,
журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой
информации заставляют демократические государства детально определять
их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Независимое
телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо
государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ
по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от
госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными
информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.Согласно
Конституции цензура запрещается. Воспрепятствование в какой-либо
форме деятельности СМИ (например, незаконное запрещение или приостановление)
влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии
с законом.
Право участвовать в управлении делами государства,
избирать и быть избранными, равный доступ к госслужбе
Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется
ими, как непосредственно, так и через своих представителей. Данное
право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии,
которое носит обобщенный, декларативный характер. Право граждан
на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право
быть избранными в органы государственной власти, органы местного
самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению
правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного
самоуправления. Всеобщие выборы органов государственной власти и
органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют
народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов
вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным
(избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности
гражданина к своему государству и демократизма этого государства.
Право на объединения, мирные собрания и
публичные манифестации
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо
объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций,
способных выявлять, выражать и представлять «коллективные интересы».
Совокупность этих объединений отражает способность гражданского
общества к самоорганизации, т.е. к решению общественных проблем
без вмешательства государственной власти. Столь важная социально-политическая
роль объединений, а также объективная возможность и опасность использования
их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления
отношений, складывающихся между объединениями и государством. Конституции
всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соответствующие
принципы и порядок. По своему содержанию право на объединение предусматривает
возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений,
а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов
и других общественных .организаций. Каждый человек вправе не только
создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми,
но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а
также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает
только три положения, связанные с реализацией этого права. 1) Право
на объединение принадлежит каждому человеку. 2) Государство гарантирует
свободу общественных объединений. 3) Никто не может быть принужден
к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В РФ
это право принадлежит только ее гражданам. Конституция РФ (ст. 31)
закрепляет право: собираться мирно, без оружия; проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Целью таких действий
граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы,
выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление
сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.
При проведении публичных манифестаций участники обязаны соблюдать
общественный порядок. Государство гарантирует право на проведение
публичных мероприятий. Федеральным законом предусмотрена административная
ответственность за воспрепятствование организации или проведению
собрания, митинга, демонстрации и тд. и т.п.
Конституционные обязанности человека и
гражданина
Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно
связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует
объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.
2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»).
Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как
невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда
становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного
на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Право участвовать в отправлении правосудия,
правообращения
Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования
судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность
без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным
заседателем, народным заседателем. Назначение на должность судьи
осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции,
— достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования,
стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К судьям
могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены
федеральным законом. Граждане России имеют право обращаться лично,
а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные
органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает
возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой
орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность
должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать
как личные вопросы, так и общественные. Указом Президента РФ (в
редакции от 21 апреля 1998 г.) было реорганизовано Управление Президента
РФ по работе с обращениями граждан, которое призвано обеспечивать
рассмотрение обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству,
федеральным министерствам и Администрации Президента РФ.Право обращений
включает возможность коллективных обращений (петиций). Это обычно
предложения по улучшению работы государственных органов, требования
отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.
Конституционные гарантии правосудия
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в
цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического
правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального
законодательства и направлены на исключение произвола в судебном
разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности,
отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления
этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно
лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство,
но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры,
установленной законом.
Право частной собственности
Это право принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных
камней свободы личности, а также — одной из основ конституционного
строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ. Стремление
обладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественное
стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной
независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Закрепление
права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только
для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как
правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому
обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную
собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии
с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами. Это право находится под охраной федерального
закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов
Федерации, не могут менять его статус. Собственник вправе совершать
в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных
предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность.
Собственник делает это свободно, без разрешения государственных
органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или
хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым
актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц. Охрана
права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским,
административным и иным законодательством.
Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу
труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку;
право на отдых. Трудовые права и свободы, в различных комбинациях
закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного
труда, которые составляют основную часть работающего населения.
Эти права распространяются на значительное число находящихся в России
иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые
права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают
ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Конституция
РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не
может быть и речи о привлечении к административной или уголовной
ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи)
и т.д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким
трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время
встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека
работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо
наказания.
Защита материнства, детства и семьи, право
на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья и медицинскую
помощь
Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся
под защитой государства. Рождение детей и браки не являются только
частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной
поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные
права граждан, и прежде всего — определенные права матери и ребенка.
Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством,
закреплен в Семейном кодексе РФ. Государство также защищает эти
права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение,
охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье
и др. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное
пособие в размере пяти минимальных окладов. Законом предусмотрены
меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Охрана материнства
и детства осуществляется и другими отраслями права. Забота о детях,
их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью
родителей». Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ,
детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные
права их участников. Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав
женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их
физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении
с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными
условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время,
перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры,
обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство
в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы
работающих женщин. Охрана материнства и детства осуществляется и
другими отраслями права. Согласно Конституции каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных
законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется
утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения
человека и нетрудоспособных членов его семьи. Из право на жилище
вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него
на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то
сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто
не может быть произвольно лишен жилища. Охрана здоровья — комплексный
институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные
социальные, организационные, экономические, научно-медицинские,
санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано
проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану
здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя
которые государственные органы при содействии общественных организаций
создают национальную систему.
Право на образование, свободу творчества
и участие в культурой жизни
Образование — важнейший фактор экономического, социального и духовного
прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека,
его культуры и благополучия. Закрепляя право на образование, Конституция
РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных
видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме
9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование
в государственных или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях является общедоступным и бесплатным. Гарантируется
также бесплатность высшего образования. Свобода творчества гарантируется
каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции
РФ). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы
государственной власти и местного самоуправления не имеют права
вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что
и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие
объединения (союзы писателей, художников и др.).Государство обязано
противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия,
жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды,
религиозной и классовой нетерпимости. Права граждан, вытекающие
из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском
праве и смежных правах. Право на участие в культурной жизни распространяется
на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных
выставок, музеев для всех граждан. Основы законодательства Российской
Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность
является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального
или социального происхождения, пола, политических, религиозных и
иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования,
профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на
свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на
защиту государством своей культурной самобытности.
Общие гарантии прав и свобод человека и
гражданина
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека
и гражданина. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие
реализацию того или иного права человека и гражданина. Гарантии,
в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным
правам и свободам это обязанность государства. В Конституции РФ
права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права
закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие
— как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи
— как объект охраны или защиты со стороны государства или закона
(«право частной собственности охраняется законом», «материнство
и детство, семья находятся под защитой государства»). Гарантии могут
быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую
силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном
соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных
принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия
трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан
и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных
в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61. Наряду с обязанностью государства
обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав
и свобод (ст. 46). Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться
с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
(ч. 3 ст. 46). Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением
вреда человеку.
Конституционные обязанности человека и
гражданина
Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно
связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует
объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.
2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»).
Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как
невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда
становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного
на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Правовое положение иностранцев, беженцев
и вынужденных переселенцев, право на политическое убежище
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие
или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не
желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности
из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности,
гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано
лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное
преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.
Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией
о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г.
присоединилась и Россия. Федеральная миграционная служба (ФМС) принимает
решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на
основании которого лицо пользуется правами российского гражданина,
а также рядом льгот по налогам и сборам. Права вынужденных переселенцев
во многом схожи с правами беженцев. Право на политическое убежище:
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения,
может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем.
С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос о выдаче
другим государствам лиц, преследуемых за такие убеждения, а также
за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы
к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками
(в выдаче может быть отказано, если приговор вынесен чрезвычайным
судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного
возраста и др.). Федеральным законом, принятым в тот же день, ратифицирована
Европейская конвенция о правовой помощи (тоже с оговорками).
|