КАК ВЕСТИ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Зачем нужен конспект лекций
Первый вопрос который возникает в связи с этим сформулировал давным-давно
поэт Андрей Вознесенский - «а на фига»? Действительно, зачем нужен
конспект лекций, если есть учебники, методические пособия, Интернет,
различные справочные системы и т.д. Вопрос, конечно, интересный
и стоит того, чтобы в нем разобраться.
Уясним сначала, что такое образование. Это – все, что ты знаешь,
после того как все забыл, говорят одни. Это сумма знаний, которую
ты получаешь в школе, в институте и т.д. Чем больше сумма знаний,
тем ты образованней, говорят другие. Рискну предложить еще одну
версию. Но сначала пример. В одной фирме вышел из строя станок.
Чего только не делали хозяева, чтобы его починить, не получалось.
Наконец, нашли специалиста, который сказал, сделаю.
- Вот здорово, обрадовались хозяева. - Заплатим
за работу любую сумму.
- Хорошо, говорит специалист, - отремонтируем.
Пришел он на фирму, подошел к станку, в одном месте стукнул молоточком,
в другом подвернул шуруп на пол-оборота, и станок заработал как
новый.
- Ты корифей, сказали восхищенные хозяева специалисту.- Сколько
хочешь за свою работу?
- Сто тысяч долларов - скромно сказал специалист. Хозяева обалдели.
- Сто тысяч – за что? Ты работал всего минуту. Один раз стукнул
и один раз подвернул.
- За то, что я стукнул и подвернул, мне полагается 1 доллар, а
все остальное мне полагается за то, что, что я знаю, где стукнуть
и где подвернуть.
Чему же учит этот пример, спросит скептик? А
тому, скажу я, что образование в ХХ1 веке - это не столько сумма
знаний, сколько система ориентиров, знание где стукнуть, и где
подвернуть, фигурально выражаясь. Так вот – этих ориентиров, в
учебниках, монографиях, Интернете, к сожалению, не найти. Их можно
узнать только в личном общении с преподавателем. Как правило,
знающим и опытным специалистом. В этом отношении наш МГИМО(У)
уникальный университет. В нем работают очень много ярких и интересных
людей, общение с которыми не заменят никакие учебники. И мне,
искренне скажу, жаль тех, кто, поступив в институт, плохо использует
эту уникальную возможность общения с преподавателями.
Какое все это имеет отношение к ведению конспекта?
Прямое. Ориентиры, которые дают преподаватели мало один раз услышать.
Надо их запомнить, записать, иметь, когда надо под рукой.
Три ориентира для начинающих
В связи с этим несколько рекомендаций по такого рода записям.
Во-первых, если вы пишете конспекты по всем
предметам в одной записной книжке, которую носите в косметичке
или в заднем кармане джинсов, то, как память о юности этот документ,
возможно, и будет вам дорог в будущем, но практической пользы
в учебе от таких конспектов нет никакой.
Запомните в связи с этим первый ориентир. Каждому предмету – свой
конспект.
Во-вторых, мало толку от конспекта и в том случае,
если вы пишете конспект одной левой, отвлекаясь, то и дело на
исключительно привлекательное общение друг с другом.
В связи с этим второй ориентир. В конспекте должна быть видна
логика размышления преподавателя, его выводы. Для этого преподавателя
нужно слушать, вместе с ним размышлять не пять минут в начале
и еще две минуты в конце лекции, а страшно подумать, что я такое
хочу – всю лекцию.
В-третьих, не очень много пользы и от конспектов
полных, но написанных так, что надо долго гадать - о чем это,
интересно, здесь написано. Отсюда, третий ориентир. Учебный материал
в конспекте должен быть записан так, чтобы его можно было бы не
читать, а просто листать, вспоминая все содержание каждой страницы
с первого взгляда.
Помогите своей памяти
Для этого необходимо своей памяти помочь. Как? Психологи в этих
случаях рекомендуют:
Первое. Обязательно запишите тему, лекции, план. Литературу по
теме.
Второе. При ведении конспекта используйте три цвета чернил, маркеров
и т.д. Рассуждения пишите одним, цветом, примеры, другим, выводы
– третьим. Будьте осторожны только с красным цветом, от него устаешь
и с зеленым – большой кусок зеленого текста трудно читается.
Третье. Материал на странице должен быть структурно
организован в отдельные блоки.
Запомните роковое для нашей памяти число семь. Если на странице
больше семи блоков материала, такую страницу надо будет читать
от первой строчки до последней. Перед экзаменом и зачетом у вас
не так много времени, поэтому запомните: раз уж вы все равно потратились
и купили тетрадку для конспекта вместо косметики или жвачки, деньги
все равно пропали - поэтому проявите широту натуры – не лепите
на каждой строчке. Пишите просторно с полями, подчеркиваниями,
большими абзацами.
Четвертое и последнее. Больше рисуйте схем.
Это дает наглядность, обеспечивает структурирование материала,
лучшее его запоминание.
Ю.К.Краснов
д.ю.н. профессор
Студенческие
лекции и конспекты