ВСЕ О ШПАРГАЛКЕ. КАК ПИСАТЬ. КАК
ОФОРМЛЯТЬ. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Как писать шпаргалку
Шпаргалка - это, собственно говоря, незаконная
сестра конспекта.
Единственное Ценное Указание (даже и не знаем, насколько жирным
шрифтом его писать, чтобы передать всю его важность, - какой жирности
шрифт ни возьми, все здесь окажется недостаточно адекватным, включая
черный квадрат вместо текста на всю страницу) таково: ШПАРГАЛКА
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ "ТУПЫМ" КОНСПЕКТОМ!
ШПАРГАЛКА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КОНСПЕКТОМ "ПО УМУ"!
Только составление шпаргалки "по уму" само по себе поможет
вам понять, выучить и закрепить в памяти тему, в то время как
от сочинения "тупого" конспекта не остается никакого
иного впечатления, кроме длительного поедания мыла, и по его окончании
вам все равно придется наново учить весь материал.
Конспекты "по уму" тоже бывают разные
(простые и продвинутые). Как правило, для подготовки к любому
экзамену достаточно простого "умного" конспектирования
соответствующего учебника. Однако иные лиходеи из числа ваших
наставников кроме знания учебника требуют еще и знать дополнительный
материал. В этом случае вам не обойтись без составления шпаргалок
методом продвинутого конспектирования (комбинированного). За основу
при нем лучше взять тот же учебник. Однако, прочитав раздел учебника,
подлежащий оформлению в виде одного экзаменационного вопроса,
тут же справьтесь со всеми прочими материалами к экзамену по той
же теме, сообразите, куда их воткнуть в уже сложившуюся у вас
по учебнику схему вопроса, и пишите сразу сводный конспект. Опять-таки
само написание таких конспектов есть лучший способ понять и выучить
весь предмет.
Как оформлять шпаргалку
Скажем сразу, перефразируя великого Джонсона:
шпора есть первое и последнее прибежище идиота. Списывать с чего-то
на экзамене есть дело необычайно (и неоправданно) рискованное.
Процесс это длительный, утаить его нельзя, материалы, с которых
вы списываете и которые волей-неволей должны расположить где-то
на поверхности, тоже не невидимые, и в итоге рано или поздно вас
почти наверняка засекут.
Может, вам самим и кажется, что, уткнув нос
куда-то под стол (а на самом деле в него, так как там и покоится
ваш вариант Энциклопедии Британники, с которого вы сдуваете) и
слабо шевеля под ним руками, вы выглядите естественно и грациозно.
На деле это не так. Вы выглядите глупо и воровато.
Итак, "бомба", еще раз "бомба", и только "бомба"!
В этом случае "зоной риска" для вас
является только то неуловимое мгновение, когда вы извлекаете из
недр и закромов Родины нужный листочек и кладете его перед собой,
как якобы только что написанный. Дело это занимает доли секунды,
и засечь его преподавателю (в отличие от нудно-медленного процесса
списывания) практически невозможно. Но зато и оформление "бомб"
требует куда большего искусства, чем оформление шпор.
Уподобимся эсерам и укажем, как создавать "бомбы".
Прежде всего оговорим, однако, как их НЕ надо создавать.
Когда дева-роза подает экзаменатору в качестве листочка для ответа
некий шедевр каллиграфии и миниатюры - со всеми словами, полностью
выписанными во всех своих спряжениях и падежах, без единого сокращения,
с ключевыми фразами и номерами пунктов, выделенными разноцветными
и разнотипными подчеркиваниями, с гордым заглавием "Билет
номер такой-то" сверху, - то даже и ежу, не то что преподавателю,
ясно, что сей опус - плод длительной искусственной селекции в
домашних условиях, а вовсе не спонтанного приступа вдохновения
на экзамене. "Это очень детская хитрость, джентльмены".
После этого дева-роза, как правило, обречена испить полное чумы
дыхание экзаменатора (в переносном смысле слова). "За фанеру
и фанера соответственная".Если же дева-роза листка не подает,
а скромно держит в руках, то преподаватель все равно углядит нестыковочку.
Мораль: "Бомба", которую вы выдаете
за только что написанный конспект ответа,должна и выглядеть соответствующим
образом. Она должна быть написана одной ручкой, без колористических
эффектов, размашисто, со стрелочками и сокращениями; бумага, на
которой она написана, не должна отличаться от той, что вы положили
перед собой в начале экзамена. "Бомбы" следует прятать
так, чтобы не слишком их помять и без усилий достать нужную. Наконец,
ручка, которую вы вертите в руках, не должна быть синей, если
"бомба" написана черной, и наоборот. Даже если преподаватель
- дальтоник, разницу-то он все равно почувствует. Все "бомбы"
должны быть оформлены одинаково. Писать и выделять номера билетов
и вопросов ни в коем случае нельзя. Далее, "бомбы",
естественно, создаются не в виде одного пухлого тома, а в виде
множества листочков, по одному на вопрос.
Как пользоваться шпаргалкой
ПОМНИТЕ! Преподаватель имеет право осмотреть
(поверхностно) вас самих и (во всех подробностях) вашу скамью,
стол и все письменные материалы. НО ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПОДВЕРГАТЬ
вас ЛИЧНОМУ ДОСМОТРУ (в просторечии - обыску) и прекрасно об этом
знает. Поэтому:
• Являйтесь на экзамен в строгой парадной одежде
(пиджаках и т. д.) - Мало того что она засвидетельствует ваше
уважение к священной особе экзаменатора и представляемой им науки,
она еще и содержит множество карманов, в кои можно и нужно помещать
"бомбы". Дамы и девицы! Нашивайте дополнительные карманы
на (точнее, под) юбки в различных, не подлежащих поверхностному
осмотру местах, а равно пользуйтесь счастливыми возможностями
блузок, "жилеток фотокорреспондентов" и опять-таки пиджаков.
Мужичок, тиранивший скотинку, выменяв у Ваньки спинжак с карманами,
несомненно, обеспечил себе блестящее будущее в смысле экзаменов.
Девушки и юноши! ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ САМИ: нашивайте как можно
больше внутренних карманов.
• Следите только, чтобы вы не шуршали на каждом
шагу. Проверяйте сразу бумагу, на которой собрались писать "бомбы".
Если шуршит - поменяйте.
• В каждый карман рассовывайте небольшое количество
"бомб" в строго определенном порядке. Помните, где какая
порция лежит, и руководствуйтесь этим. Скажем, в правом верхнем
внутреннем кармане лежат вопросы с 20-го по 30-й, причем 20-й
- "ближе к телу" (вообще в этом смысле придерживайтесь
единообразия: пусть в каждом резервуаре билеты с меньшими номерами
лежат внутрь, а с большими - наружу). Значит, если вам достался
27-й вопрос, осторожно отсчитываете (точно или примерно) по уголкам
8-й листок от "начала" кармана, и золотой ключик будет
ваш!
Скачать шпаргалки
бесплатно