Российский студенческий портал

На главную страницу Экзаменационные вопросы Студенческие лекции Колекция шпаргалок Доклады, рефераты, курсовые, дипломы Самые интересные статьи на различные темы Студенческая библиотека Студенческий фотоальбом Студенческое творчество Анекдоты, афоризмы, истории, розыгрыши, тосты Игры, мультфильмы, переводчик Магазин игрушек
Шпаргалки, конспекты лекций, вопросы и ответы  к экзаменам Студенческий сайт. Все что нужно для учебы: рефераты, доклады, конспекты лекций, шпаргалки, вопросы для подготовки к экзаменам
Российский студенческий портал - www.x-student.ru
Карта сайта - Ссылки - О проекте
 
 
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
В разделе «Статьи» собраны полезные и интересные статьи на самые разные темы. Все что интересно школьнику и студенту. Прежде всего, это статьи на тему учебы в школе, колледже и институте. Статьи о том, как поступить в ВУЗ, о том, как успешно сдавать экзамены. Статьи о правильном написании шпаргалок и лекций. Так же здесь много интересных статей о трудоустройстве и развитии карьеры, о спорте и досуге, о любви, сексе и отношениях, о том, как правильно общаться с окружающими. Читайте наши статьи и становитесь умнее и образованнее вместе с нашим студенческим сайтом.
 
       

 
 

Статьи - Общение, психология

 
Статьи

 

ПОЧЕМУ МЫ КОНФЛИКТУЕМ?

Замечено, что существуют некоторые общие закономерности в возникновении конфликтных ситуаций. Разберем влияние таких факторов, как половая принадлежность, возраст, наличие психотравм и особенностей национальной или культурной среды общения.

Фактор пола. Женщины и мужчины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины конфликтов у них разные. Так, женщины чаще конфликтуют, если на работе не удовлетворяются их личные потребности в заработной плате, распределении отпусков и премий, получении различных льгот. Кроме того, женщины более чувствительны к атмосфере, которая возникла в данном коллективе. При наличии тяжелой, гнетущей атмосферы в работающей группе женщины первыми дают ‘негативные вспышки’. Женщины чаще конфликтуют, если не выполняются необходимые условия экологии и гигиены на рабочем месте, они болезненно переживают также переутомление в периоды сверхинтенсивных нагрузок. Женщины конфликтуют, ‘выплескивая’ свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они легче и быстрее ‘отходят’ и успокаиваются.

Мужчины не терпят, если ущемляют их права, связанные с содержанием и условиями трудовой деятельности: отсутствие соответствующего их представлениям статуса и властных возможностей; наличие неприемлемой для них формы необходимого подчинения; несоответствие, по их мнению, трудовых прав и обязанностей; неразумная организация труда. Перегрузки мужчины переживают не так тяжело, как женщины, однако они склонны длительное время держать в себе отрицательные эмоции и не ‘выплескивать’ их.

Фактор возраста. Для молодых сотрудников характерны некоторый максимализм в отношениях, разделение отношений по принципу ‘черное-белое’, нетерпимость к недостаткам других, недостаточность знания самих себя и возможных последствий конфликтов. С увеличением возраста уменьшается количество конфликтов, связанных с погрешностями в отношениях с коллегами, и возрастает число конфликтов, вызванных противоречиями в содержании труда и организационных условиях работы. Зрелые работники легче адаптируются к новому коллективу, проще смотрят на коммуникативные проблемы и проявляют большую терпимость к недостаткам людей. Увеличение возраста сказывается и на проявлении большей мудрости в отношениях, спокойствии, снижении значимости мелочей во взаимодействиях.

Фактор психотравм и культурной среды. Для нашей культуры характерной особенностью является привычка ‘сбрасывать’ собственную неудовлетворенность на окружающих людей. Например, человека обидели или унизили в транспорте, в магазине или просто на улице. Он приходит ‘на взводе’ на работу и начинает ‘рычать’ на своих коллег. Или другой пример. После напряженного трудового дня муж приходит домой и ‘сбрасывает’ свое дурное настроение на членов семьи, чаще на жену. Начинается цепь мелких придирок, крики, обвинения – и все по мелочам. Она обижается, замыкается в себе, чувствует себя несчастной. Он остро реагирует на ее состояние, которое он сам же и вызвал. Возникает ‘конфликтная цепочка’, вытягивающая из одной болезненной ситуации другую, и, в конце концов, конфликт ‘взрывается’ как извержение вулкана: все, развод – и никаких примирений! Кому не знаком такой конфликтный сценарий?

А требуется здесь совсем немного: отойти от приличного для нас ‘сбрасывания’ своей негативной энергии на других людей и попытаться успокоиться другими, менее опасными для окружающих средствами. Можно залезть в ванную и постоять под контрастным душем, можно пойти погулять в парк с собакой, можно, наконец, поставить видеокассету с кинокомедией или выспаться. И через некоторое время причина назревающего конфликта для самого человека станет не только незначительной, но и просто смешной, недостойной того, чтобы из-за нее ломать жизнь себе и своим близким.

Главное в таких ситуациях:
- не ‘сбрасывать’ свой гнев на других;
- стараться быть ‘отходчивым’;
- проявлять чувство юмора и самоиронии.

Что такое рефлексия?
Выше мы отмечали, что конфликтный человек склонен винить в своих неудачах не самого себя, а других людей. Он часто видит конфликт там, где его нет, а при провоцировании конфликта посредством собственных действий переносит свои недостатки на окружающих. Действительно, легче обвинить другого ‘во всех грехах’, нежели самому заняться собственным перевоспитанием, развитием у себя самоконтроля и сдержанности.

Первое, что необходимо посоветовать такому человеку – это обратить свою мощную энергию его критического анализа на самого себя. Такой человек должен самому себе задавать вопросы: ‘Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?’, ‘Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я не работал и где бы я не появлялся?’.

Начало позитивного самоизменения состоит в способности человека к рефлексии – самопознании, самоанализу и умении увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия помогает также встать на позицию партнера по общению и понять, как другой реагирует на слова и действия конфликтующего человека. Что этот другой чувствует? Что он думает? Какие последствия могут иметь жесткие и обидные слова, которые конфликтующий в запале гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?

Что можно и что нельзя делать в конфликтной ситуации?

Следует делать:
- Сохраните самоконтроль и сдержанность.
- Дайте партнеру ‘выпустить пар’.
- Не ‘подливайте масла в огонь’: не вступайте в конфликтный диалог, не увязайте в критических замечаниях, не переходите ‘на личности’.
- Попросите партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
- Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
- Старайтесь держаться на равных.
- Если Вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
- Оформите приятную договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: чего конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызвать повторение конфликта.
- Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы Вами и партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал Ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей.

Не следует делать:
- Не смотрите на Вашего партнера излишне критично.
- Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные намерения.
- Не демонстрируйте свое превосходство.
- Не обвиняйте.
- Не игнорируйте интересы Вашего партнера.
- Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.
- Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.
- Не задевайте ‘болевые’ точки партнера, его слабые и уязвимые места.
- Не обрушивайте на партнера слишком много претензий.
- Не ставьте ультиматумы: ‘Если Вы не сделаете это, отношения у меня с Вами будут разорваны’.

 
   
© 2004 -2015
   
 
Использование материалов сайта в коммерческих целях без разрешения администрации категорически запрещено
Rambler's Top100 Юмор и развлечения